"Маркес, Борхес, Кортасар отвечают за базар"

Кортасар не был учеником Борхеса. Привычка ставить их фамилии рядом не имеет под собой никакого основания, кроме факта, что это два самых знаменитых аргентинских писателя XX века. В поэзии образцом для Кортасара были Лорка и Рембо, в фантастических рассказах ему куда ближе романтизм По или абсурдизм Кафки, а в романной традиции, совершенно чуждой Борхесу, — хорошо пропитанный юмором многослойный эксперимент с формой и стилем Джойса — или малоизвестный нам аргентинец Леопольд Маречаль, на роман которого «Адам Буэносайрес» (1948) Кортасар отозвался восторженной рецензией, где и вывел для себя формулу «чистой литературы» — «которая есть игра, условность и ирония»[2].

Они не дружили — Борхес и Кортасар, — и встречались считанное количество раз. Причём первая их встреча — самая знаменитая, легендарная — остаётся под большим вопросом. В своих интервью и статьях Борхес не единожды говорит о том, что именно он открыл Кортасара: «Я, например, не знаю достаточно хорошо творчество Кортасара, но то немногое, что мне известно — несколько рассказов, — кажется мне превосходным. Я горжусь тем, что был первым, кто опубликовал его произведения. Когда я издавал журнал под названием “Los anales de Buenos Aires” (“Летописи Буэнос-Айреса”), ко мне в редакцию, вспоминаю, явился рослый молодой человек и вручил мне рукопись. Я сказал, что прочитаю её, и через неделю он пришёл. Рассказ назывался “La casa tomada” (“Захваченный дом”). Я сказал, что рассказ превосходный; моя сестра Нора сделала к нему иллюстрации. Когда я был в Париже, мы встречались раз или два, но более поздние произведения Кортасара я не читал»[3]. Или: «В сороковых годах я был секретарём редакции в одном достаточно неизвестном литературном журнале. Как-то раз, в обыкновенный день, рослый молодой человек, лицо которого я не могу сейчас восстановить в памяти, принёс рукопись рассказа. Я попросил его зайти через две недели и пообещал высказать своё мнение. Он вернулся через неделю. Я сказал, что рассказ мне понравился и уже поставлен в номер. Вскоре Хулио Кортасар увидел свой “Захваченный дом” напечатанным с двумя карандашными рисунками Норы Борхес. Прошли годы, и однажды вечером, в Париже, он сказал мне, что это была его первая публикация. Я горжусь, что помог ей появиться на свет»[4].

Вышедший в 1946-м «Захваченный дом» не был первой публикацией Кортасара, первым был сборник сонетов «Присутствие», в 1938 году — под псевдонимом Хулио Денис, как и рассказ «Делия, к телефону», вышедший в 1941-м; а после них — уже за подписью «Хулио Ф. Кортасар» — рассказ «Ведьма» и поэма «Не такая, как все» в 1944-м, а также эссе «Греческая урна Джона Китса» и рассказ «Положение руки». Другое дело — художественное качество этих вещей, и с такой точки зрения «Захваченный дом» действительно первый опубликованный по-настоящему кортасаровский рассказ.


Что же касается столь памятной для Борхеса встречи, то по словам другого фигуранта, её не было: «Однако сам Кортасар в октябре 1967 года рассказал Жану Андреу, что рассказ он отдал одной своей приятельнице, а та передала его Борхесу, поскольку сам Кортасар был тогда с ним незнаком».


Единственная задокументированная их встреча произошла в 1964 году в Париже, когда они случайно столкнулись в здании ЮНЕСКО: «Они тепло приветствовали друг друга и даже, что удивило Кортасара, дружески обнялись и поболтали несколько минут».


Встреч могло быть больше — время от времени Кортасар наведывался на родину, а Борхес приезжал в Европу, — если б они так не избегали общения между собой. Они признавали литературный талант друг друга, но их разделяли непримиримые политические взгляды: у Борхеса — крайне правые, реакционные; у Кортасара — левые.


Кортасар горячо поддержал Кубинскую революцию, и даже когда она в конце 1960-х дискредитировала себя политическими репрессиями и многие латиноамериканские писатели, близкие друзья Кортасара: Варгас Льоса, Октавио Пас и другие, до этого выступавшие в защиту Кубы, — заняли по отношению к режиму Кастро враждебную позицию, — Кортасар (как Гарсиа Маркес и Марио Бенедетти) продолжал, возможно, скрепя сердце, утверждать, что Куба — это будущее Латинской Америки. Поддержал Кортасар и приход к власти социалистического правительства Альенде в Чили, Сандинистскую революцию в Никарагуа, ни разу не отказался от приглашения пересечь океан и выступить на форуме или конгрессе в этих странах.


Кортасар участвовал в Майских событиях 1968 года в Париже. М. Эрраес пишет: «<…> он был на баррикадах антиголлистов, которых полиция пыталась усмирить с помощью слезоточивого газа, он был среди толпы, закидывавшей камнями фургоны с эмблемой органов безопасности (CRS) в Латинском квартале, он участвовал в романтическом захвате Сорбонны, предпринятом студентами под крики “Долой запреты” и “Живи настоящим”».


И это не первые его студенческие волнения, захват университета и слезоточивый газ. В октябре 1945-го, на родине, будучи преподавателем факультета философии и литературы университета в городе Мендоса, он участвовал в акциях против профашистской политики Хуана Доминго Перона — и провёл пять дней в тюрьме вместе с другими студентами и преподавателями взбунтовавшегося университета. А за год до этого ему пришлось покинуть маленький городок Чивилкой, где он пять лет проработал в школе учителем истории, географии и обществоведения: он никогда не посещал обязательных занятий по Священному писанию, а когда в Чивилкой нанёс визит епископ провинции, единственный из всего преподавательского состава не поцеловал его перстень, а пожал ему руку («<…> меня обвиняют в следующих серьёзных преступлениях: а) недостаток рвения и любви к правительству; б) коммунизм; в) атеизм»[5]).


А все деньги, вырученные за издание романа «Книга Мануэля» (персонажи которого — группа высланных из своей страны и живущих в Париже аргентинцев — готовят похищение Важного Лица, чтобы обменять его на политзаключённых), Кортасар передал в фонд помощи политзаключённым Аргентины.


Симпатии же Борхеса были на стороне тех, кто «<…> спасают свободу и порядок нашего континента, страдающего от анархии и подрывной деятельности коммунистов»[6]. В мае 1976-го, после военного переворота в Аргентине и прихода к власти генерала Хорхе Виделы, Борхес на торжественном обеде, где новый президент встречался с писателями своей страны, сказал ему: «Я пришёл, чтобы лично поблагодарить вас, генерал, за всё, что вы сделали для родины, спасая её от бесчестья, хаоса, гнусности, в которой она погрязла, и более всего — от идиотизма»[7]. А через полтора года, когда судьба Аргентины была решена и «эскадроны смерти» похищали по ночам всех, кто был заподозрен в оппозиционной деятельности — и их родственников (Кортасар очень переживал, что из-за него могут подвергуть репрессиям его старую мать и сестру), увозили в неизвестном направлении, убивали или помещали в засекреченные концентрационные лагеря (всего же за время правления Виделы — с 1976-го по 1981 год — пропало без вести около 30 000 человек), — Борхес « опубликовал в еженедельнике “Мы” дифирамб в честь военного правительства, а также произнёс речь, пообещав всемерное сотрудничество с военной хунтой, поскольку она является “правительством настоящих сеньоров” и ещё потому, что “в настоящий момент мы ещё не доросли до демократии”»[8].


Аналогичный политический режим установился в Чили после свержения Альенде Пиночетом. В 1976 году Борхес принял приглашение и прилетел в Чили. Ему присвоили звание доктора философии и литературы Университета Чили, почётного члена Чилийской академии, Пиночет вручил ему орден Большой Крест Бернардо О’Хиггинса. Если б не орден и не Пиночет, Борхес получил бы в том же году Нобелевскую премию — он был самым вероятным кандидатом. Чилийский писатель и политик-коммунист Володя Тейтельбойм приводит слова Артура Лундквиста — одного из шведских королевских академиков: «Я был и всегда буду принципиальным противником присуждения Борхесу Нобелевской премии из-за того, что он поддержал диктатуру Пиночета и позволил использовать себя для пропаганды этой диктатуры, для наведения на неё косметического лоска»[9].


Пиночет оказался «превосходным человеком», «удивляющим своей добротой и сердечностью». «Демократия, — вновь повторяет Борхес, — предрассудок»[10].


Сложнее всего Борхесу и Кортасару приходилось, когда их просили высказать своё отношение не к творчеству, а к личности друг друга. В 1968-м на конференции в Кордове Борхес по поводу Кортасара сказал: «<…> к несчастью, у меня не может быть дружеских отношений с человеком коммунистических убеждений». А Кортасар, когда узнал об этом, со своей стороны подтвердил: « я тоже предпочитаю держаться на расстоянии от дружеских отношений, что избавляет нас обоих от многих печалей»[11].


Однако устойчивый и неизвестно оттуда пошедший слух, что случайно встретившись в музее Прадо в Мадриде, они прошли мимо друг друга, не подав руки, — говорит жена Кортасара, — безоснователен: «Хулио не мог не ответить на приветствие Борхеса»[12].


* * *


Примечания


[1] "Маркес, Борхес, Кортасар отвечают за базар" - cтуденческая поговорка иняза 90-х.

[2] «“Экзамен” — это роман, написанный в духе Маречаля, как и более позднее произведение, роман “Игра в классики”» (Мигель Эрраес «Хулио Кортасар. Другая сторона вещей», пер. А. Борисовой).

[3] «Из беседы с Ритой Гиберт» (пер. Е. Лысенко).

[4] Борхес Х. Л. «Хулио Кортасар. “Рассказы”» (пер. Б. Дубина).

[5] Там же.

[6] Володя Тейтельбойм «Два Борхеса: Жизнь, сновидения, загадки» (пер. Ю. Ванникова).

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] М. Эрраес «Хулио Кортасар. Другая сторона вещей».

[12] Там же.

Андрей Краснящих

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе