МИРСКАЯ ЖИЗНЬ ОБРАЗА

Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения

Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.

Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран

Секция Рождественских чтений, посвященная современному церковному искусству, была одной из самых дискуссионных. Своим опытом наблюдения над нелегким путем религиозного искусства, которое последние двадцать лет с большим трудом пытается возродиться, с общественностью решили поделиться представители всех ведущих факультетов церковных художеств российских вузов. Среди них – представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иконописной школы при Московской духовной академии, Иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Православного гуманитарного института «Со-действие» и другие.

Современное прочтение образа

Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.


Кадры из мультфильма «Князь Владимир»

Любопытным опытом поделилась Татьяна Кондратьева – педагог, преподающий историю искусства для будущих медиков-психиатров. Она показала, как квазииконичные произведения на христианскую тему иллюстрируют определенные душевные недуги. В качестве примера она привела работы отдельных художников от Казимира Малевича до наших современников, которые, в том числе, дерзают работать и для храма.

Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.

Умерла ли икона?

Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.


Фото: pstgu.ru

Конечно, в церквях можно увидеть много примеров безвкусицы, гигантомании и китча. Во многом это издержки неопытности. «Архитектор сегодня проектирует торговый центр – а завтра ему закажут построить храм, а сам он при этом может быть не только неверующим человеком, но и абсолютно равнодушным к многовековым традициям церковного зодчества, – высказал свою излюбленную мысль, подсказанную богатым практическим опытом, известный архитектор Андрей Анисимов. – Люди берутся строить храмы, чтобы еще одновременно и самовыразиться. Они даже не осознают, насколько глубоко их незнание и насколько богата традиция христианского искусства».

Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.

По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».


Фото: pstgu.ru

«Мы не должны пускать в храм художников, равнодушных к Церкви», – отметил он. «А в поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства – это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», – также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.

Человек бунтующий

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.


«Футбольная» икона

Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, – изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу эту икону благословил один из католических епископов на Украине). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.

«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.


Католический собор в Ливерпуле

«Судя по всему, сегодня наступил именно такой момент, когда все члены Церкви в меру свих сил должны начать соборное осмысление этих острых вопросов современности. Если мы этого не сделаем, то современная культура продолжит проникновение в Церковь. Вспоминая недавние события в Храме Христа Спасителя и особенно дальнейший их пиар, могу сказать, что неожиданностью это стало только для тех, кто совсем не знаком с актуальным искусством», – добавил Андрей Яхнин.

Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.


Капелла Марка Ротко с «черными квадратами» вместо икон

В качестве примера такого неудачного сотрудничества архитектор привел историю с привлечением художника-экспрессиониста Марка Ротко для проектирования и оформления католической капеллы при университете св. Фомы в Хьюстоне. «Важную часть евангельской истории для католического богословия – Страсти Христовы, – этот художник изобразил в виде четырнадцати темных геометрических абстракций, символизирующих “четырнадцать остановок” Крестного пути. Результатом такого сомнительного эксперимента стало превращение капеллы в место собрания деятелей современного искусства и культуры, а затем и вовсе в ее трансформирование в откровенно оккультное заведение с туманным названием “Храм всех религий”. Сейчас бывшая капелла открыта для сеансов дзен-буддийской и ламаистской медитации и иудейских и зороастрийских молений», – поведал Андрей Яхнин.

По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.


Раскольническая церковь в Киеве

«Это не значит, что Церкви надо отстраниться от процессов, происходящих в современной культуре, предоставив своим членам самостоятельно разбираться с ними. Скорее, необходим взвешенный и профессиональный разговор на эту тему. Возможно, даже более или менее однозначная, соборно выработанная позиция. В то же время нужно быть готовым к неизбежным и весьма жестким провокациям со стороны радикального крыла актуального искусства с целью намеренно обострить ситуацию», – заключил эксперт.

Запад нам поможет

Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.


Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье

Она рассказала, какие изменения прошли в период подготовки, внедрения и развития идей Второго Ватиканского собора в повседневную жизнь католических приходов.

Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.


Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье

«Мари-Алан Кутюрье писал: “Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта”. Многие изыскания Кутюрье в области Церковного искусства были провокационными для своего времени, но теперь они стали эталоном “настоящего искусства”», – рассказала Екатерина Шеко.

«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.


Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»

«Уступки миру, сделанные тогда, привели католическую церковь к новой фазе кризиса, освободив общество от традиционных христианских моральных устоев. Свободное общение с миром привело церковь к той грани, переступив через которую, ей придется уже отказаться от евангельских истин. И папа Бенедикт XVI справедливо опасается этого шага, к которому толкают Церковь крайние радикалы. “Современное положение Церкви в мире подобно тому, в котором были христиане первых веков – им пришлось вступить в дискуссию с эллинистической культурой, найти ту демаркационную линию, которая отделяет Церковь от мира” (2005 г. Discours du Pape Benoit XVI a la Curie romaine)», – продолжила искусствовед.


Католический храм в Италии

Католическая церковь сегодня пытается балансировать на этой демаркационной линии и осознает свое положение как подлинно критическое. «Православная Церковь пока еще в лучшем положении, во многом благодаря архаично-традиционному мышлению мирян, не столь сильно модернизированных и внутренне раскрепощенных, как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет задуматься об изучении негативного опыта католической церкви», – подчеркнула Екатерина Шеко.

Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.

Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.

Антон Леонтьев

Православие.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе