Момент настоящего

В Перми подвел итоги фестиваль «Текстура»


Фестиваль театра и кино «Текстура», который прошел в Перми во второй раз, на протяжении десяти дней представлял участникам и гостям современную культуру во всех ее проявлениях: от театра до кино, от аудиовизуального перфоманса и музыкальных выступлений до дискуссий на самые разные темы. Отсутствовало разве что изобразительное искусство. Но не случайно — художественный руководитель «Текстуры» Эдуард Бояков намеренно ставит на текст. Название фестиваля, если в него вглядеться, раскладывается на лозунг «Текст — ура!».


Иногородним гостям Пермь поначалу может показаться живой декорацией к местному сериалу «Реальные пацаны»: выходной день, публика в центре города фланирует в спортивных костюмах, алкоголь в каждом супермаркете Но уже на первом фестивальном показе пермяки, а преимущественно ими был наполнен небольшой, но вместительный зал местного мультиплекса, показали себя подготовленными и благодарными зрителями.


Те, кто сам на «Текстуру» не ездил, могут заподозрить, что организаторы привозят зрителей из Москвы и Санкт-Петербурга. На деле все не так. Да, москвичей и петербуржцев на «Текстуре» действительно много. Но и количество пермяков удивляет. Залы на всех мероприятиях были забиты до отказа, многим приходилось сидеть на ступеньках или идти в театр вместо кино, а вместо театра участвовать в дискуссиях. При этом зрители совершенно адекватно реагировали на увиденное. Я сам видел, как в фойе мультиплекса писатель Михаил Елизаров уговаривал двух местных девушек пойти с ним на авангардный конкурсный фильм фестиваля вместо прокатной новинки. Барышни согласились и, что куда более удивительно, после сеанса благодарили Елизарова за то, что тот сманил их с сиквела «Джонни Инглиша».


Отношения между реальностью и ее восприятием стали сквозной темой фестиваля. Конкурсная кинопрограмма была составлена одновременно из игровых и документальных работ — отборщики фестиваля учли то обстоятельство, что игровое кино в мире уже давно все больше походит на документальное и наоборот. Вот и в фильме украинского режиссера Александра Шапиро «Беспорно», основанную на реальных событиях, но все же выдуманную историю школьника, ставшего самым богатым и влиятельным производителем порно, автор рассказывает при помощи якобы документальной камеры. Александр Расторгуев и Павел Костомаров в фильме «Я люблю тебя» пошли еще дальше: они смонтировали игровую историю из материала, который по их просьбе наснимали сами про себя несколько ростовских парней. Англичанка Клайо Бэрнар в своем фильме «Арбор» в равных пропорциях смешивает реальность и вымысел, описывая сложную судьбу драматурга Андреа Данбар. А лучшим «российским фильмом СегоДня» признали просто документальный фильм, снятый с полным погружением в реальность, — «День шахтера» Андрея Грязева. (Надо сказать, что Гран-при получил «Гавр» известного финского режиссера Аки Каурисмяки, который обычно тоже любит снимать в документальной манере, но на этот раз предпочел свою картину стилизовать под французское кино 50-х.)


В театральной части программы «Текстуры» тоже преобладали эксперименты с документальностью и обращение к окружающей реальности. Это и спектакли из серии «Человек.doc» — документального проекта, начатого на первой «Текстуре» при участии театра «Практика» и клуба «Мастерская»; и премьера совместного спектакля Театра.doc, фестиваля «Любимовка» и журнала «Афиша» «Боги пали, и нет больше спасения» — он и получил Гран-при. Помимо столичных спектаклей были показаны и работы пермского театра «Сцена-Молот», новосибирского и нижневартовского — все с современными пьесами.


Не менее востребованными оказались так называемые читки совсем свежих пьес, которые еще только предстоит поставить. Особенно горячо восприняли новую пьесу пермской журналистки Любови Мульменко «Антисекс», в которой идет речь о перверсиях, — на основе интервью с реальными горожанами.


Еще один формат, не менее важный на «Текстуре», — это дискуссии. Тут тон задавали гости фестивали, среди которых оказались, например, киновед Кирилл Разлогов, продюсер Александр Акопов. Обсуждали театр и кино в пространстве бизнеса и противопоставляли сериалы авторскому и зрительскому кино. Учрежденной в этом году специальной премией «Текстура: Имя» наградили двух деятелей современного искусства — писателя Владимира Сорокина (он сам приехал и вместе с Ингеборгой Дапкунайте читал отрывки из своих романов) и шведского режиссера, поэта, сценариста и писателя Лукаса Мудиссона (который накануне заболел и приехать не смог).


«Текстура» сознательно стремится к формату лаборатории. Читки, презентации, «круглые столы», дискуссии — все это проводится в Перми для того, чтобы создать пространство, побуждающее к работе и творчеству. Главный слоган фестиваля — «Твори сегодня!». Надо ли объяснять, что подведение итогов на «Текстуре» и объявление победителей имеют лишь символическое значение (так что нет смысла перечислять тут весь список победителей, лауреатами в разных номинациях стали почти все ключевые участники фестиваля). Гораздо важнее творческая энергия, выплеснувшаяся благодаря происходящему, энергия, которая, возможно, послужит для вдохновения какому-нибудь еще никому пока не известному пермскому автору.


Антон Сазонов


Московские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе