Обоюдохудожественные манипуляции

Нужна ли цензура в искусстве?

В Москве разворачивается очередное дело, завязанное на конфликте власти и художественного мира. И российские чиновники от культуры и художники в очередной раз показывают непростую ситуацию с цензурой в области искусства. Несвобода мысли и высказывания, а также сложные взаимоотношения общества и арт-пространства снова привели к скандалу, грозящему стать международным. 

Ситуация 

В конце прошлой недели стало известно, что Министерство культуры и Росохранкультура не пустили на выставку «Русский контрапункт», которая должна открыться в Лувре 14 октября в рамках Года Россия–Франция, несколько работ российского художника Авдея Тер-Оганьяна. Причина отказа от его произведений звучит довольно резко – работы якобы содержат призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ и к разжиганию межрелигиозной ненависти и вражды. Марат Гельман, которому принадлежат произведения Тер-Оганьяна, предложил художнику не вывозить эти конкретные работы, а напечатать такие же в Париже (работы представляют собой принты), избежав конфликта с властями. Автор первоначально согласился, и дело бы тихо замялось как недоразумение, если бы за Тер-Оганьяна не вступились семеро других участников выставки (всего в ней должны участвовать 21 художник и художественное объединение). Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков объявили о том, что также отказываются принимать участие в проекте. На тот момент их работы уже были упакованы и отправлены, а в Лувре понятия не имели о конфликтной ситуации. 


Дальше события начали стремительно набирать оборот. Тер-Оганьян разместил в своем блоге два открытых письма. В одном из них он пытался объяснить ситуацию французскому куратору Мари-Лор Бернадак, ответственной за выставку, и принести ей свои извинения. Во втором призвал участников выставки бойкотировать мероприятие. При этом Тер-Оганьян выдвинул фактически ультиматум, к которому просил присоединиться своих коллег по цеху. Во-первых, он потребовал, чтобы его работы были привезены из Москвы (то есть выступал против негласной цензуры). Во-вторых, чтобы другому художнику Олегу Мавроматти продлили российский паспорт. 

Напомним, что в 2000 году Мавроматти был обвинен в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и в оскорблении чувств верующих за перформанс, в ходе которого он приколол себя гвоздями к кресту. По совету адвокатов, художник уехал в Болгарию, где жил по российскому загранпаспорту. Теперь срок действия паспорта закончился, и положение Мавраматти стало нелегальным, а в России ему грозит суд. Чам Тер-Оганьян также находится в непростой ситуации – он живет в Чехии в статусе политического беженца, преследуемого за убеждения. В эмиграции художник оказался после своей акции «Юный безбожник» 1998 года, в ходе которой он рубил топором картонные копии икон, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в России. 

Первое требование Тер-Оганьяна художники поддержали единогласно. Второе многих из них оттолкнуло. Арт-сообщество однозначно выступает против цензуры в области искусства, но бороться с более сложными и неоднозначными делами, вроде ситуации с Мавроматти, пока мало кто готов. 

Что касается выставки, то на сегодняшний момент официальных сведений об ее отмене ни со стороны Минкультуры, ни со стороны Лувра нет. Куратор выставки Мари-Лор Бернадак попросила ГЦСИ (который является одним из соорганизаторов проекта) предоставить в экспозицию другие работы Тер-Оганьяна. Реакция самого художника на это пока не известна. К началу следующей недели дело надеются окончательно разрешить в ту или иную сторону. 

Из-за чего спор 

Работы Тер-Оганьяна, которые запретили показывать в Лувре, входят в его серию «Радикальный абстракционизм». Это действительно абстракции, аппелирующие к наследию супрематизма, очень декоративные и сами по себе не несущие никакой агрессии. Они не имеют даже поверхностной связи с политикой. Эмоциональную реакцию вызывают не сами изображения, а подписи под ними. Именно эти высказывания, видимо, и были прочитаны чиновниками как лозунги и призывы. Именно этот громадный разрыв между радикальной подписью и нейтральным изображением и есть главный рычаг художника. Конечно, здесь есть насмешка над прямолинейно воспринимающим зрителем (в ловушку как раз и попали чиновники). Над тем, как заранее данная интерпретация формирует восприятие и мнение вопреки здравому смыслу и собственным глазам. Как работают механизмы манипуляции общественно-социальными фобиями. И то, какую реакцию вызвали работы, говорит лишь о том, что художник попал прямо в цель, в ахиллесову пяту нашего общества с его предрассудками и страхами.  

Работы эти не новые – они были созданы в 2004 году и не раз без проблем выставлялись в России (в том числе в ГЦСИ) и за рубежом (например, на выставке «Россия!» в музее Гуггенхайма в Бильбао, а также в музее Челси). Для нынешней выставки они были отобраны куратором проекта, и кого конкретно из чиновников они так тронули, не ясно (поговаривают, что им мог быть директор Департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев). Вероятно чиновники Минкультуры решили перестарховаться: выставка финансируется из госбюджета и Минкультуры конечно заинтересовано, чтобы все было чисто и красиво. Неожиданно высказался о работах Тер-Оганьяна и директор ГЦСИ Михаил Миндлин (организации, которая по идее должна всеми силами поддерживать современное искусство и отстаивать право художника на самовыражение). Его комментарий насчет изображения на зеленом фоне, которое «может считаться как негативное высказывание по отношению к исламу» не цитирует теперь разве что ленивый. 

В своем открытом письме Тер-Оганьян написал: «Я хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее – обострить этот абсурдистский конфликт. Мои работы, собственно, и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов». 

Длинная история 

Сложившаяся конфликтная ситуация не первая за последние несколько лет. 

В 2003 году в правозащитном Центре имени Сахарова членами радикальной организации была разгромлена выставка «Осторожно, религия!», представляющая размышления современных художников на тему сегодняшних взаимоотношений Церкви и общества. Кураторы выставки Юрий Самодуров и Людмила Василевская были осуждены и приговорены к денежному штрафу. В 2007 году международный скандал вызвал запрет на вывоз в тот же Париж на выставку «Соц-арт» произведений «Синих носов» Владислава Мамышева-Монро и других художников в связи с их провокативной направленностью. Тогда ситуация закончилась судебным разбирательством между Третьяковской галерей и тогдашним министром культуры Александром Соколовым, который, правда, вскоре оставил занимаемую им должность. В том же 2007-м было возбуждено уголовное дело против кураторов Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева в связи с выставкой «Запретное искусство», напрямую заигрывающей с темой цензуры. Совсем недавно трехлетний процесс наконец завершился: прокурор просил три года колонии строгого режима, но во многом благодаря общественной поддержке их приговорили к денежному штрафу. Наконец, событием последнего месяца стало обращение в ГУВД бизнесмена Сергея Шмакова, который нашел проявление экстремизма в журнале об искусстве «Артхроника». 

Что касается нынешней ситуации, то в ней важно то, что художники начали политизировать твой труд, отстаивать свои гражданские права. Действуют они несколько радикальными методами - ультиматум все-таки сильный ход. Вынужденная ли это манипуляция с их стороны (как защитная реакция) или она вполне отвечает эпатажным натурам, вопрос спорный. 

Мы решили узнать мнение самого общества, о нравственности и душевном спокойствие которого якобы пекутся чиновники. Правда не французского, для которого предназначалась выставка, а российского. Исследовательский портал рекрутингового портала Suprjob.ru специально для «НГ» провел исследование на тему «Нужна ли цензура в произведениях изобразительного искусства?». Из 1800 респондентов экономически активного населения старше 18 лет 22% затруднились ответить на вопрос (в комментариях многие из них написали, что цензура не нужна, если речь идет о подлинном искусстве). 38% поддержали необходимость цензуры (можно было выбрать несколько ответов): на эротическую (24%), религиозную (21%) и политическую (7%) темы. Остальные 40% высказались категорически против цензуры. В своих комментариях респонденты отмечали несколько принципиально важных и ожидаемых ими вещей. С одной стороны то что любые рамки и границы вредят развитию искусства. С другой - что должна присутствовать самоцензура, причем не столько у художников, сколько у людей, продвигающих искусство (кураторов, галеристов и т.п.). Отмечали и необходимость ограничения доступа к некоторым произведениям детям и неподготовленному зрителю. При этом подтверждая, что любой зритель имеет полное право выбора, какое искусство смотреть, а какое нет, и сам должен нести за это ответственность.

Юлия Виноградова 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе