5 октября 2010 ● Юлия Виноградова
Нужна ли цензура в искусстве?
В Москве разворачивается очередное дело, завязанное на конфликте власти и художественного мира. И российские чиновники от культуры и художники в очередной раз показывают непростую ситуацию с цензурой в области искусства. Несвобода мысли и высказывания, а также сложные взаимоотношения общества и арт-пространства снова привели к скандалу, грозящему стать международным.
Ситуация
В конце прошлой недели стало известно, что Министерство культуры и Росохранкультура не пустили на выставку «Русский контрапункт», которая должна открыться в Лувре 14 октября в рамках Года Россия–Франция, несколько работ российского художника Авдея Тер-Оганьяна. Причина отказа от его произведений звучит довольно резко – работы якобы содержат призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ и к разжиганию межрелигиозной ненависти и вражды. Марат Гельман, которому принадлежат произведения Тер-Оганьяна, предложил художнику не вывозить эти конкретные работы, а напечатать такие же в Париже (работы представляют собой принты), избежав конфликта с властями. Автор первоначально согласился, и дело бы тихо замялось как недоразумение, если бы за Тер-Оганьяна не вступились семеро других участников выставки (всего в ней должны участвовать 21 художник и художественное объединение). Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков объявили о том, что также отказываются принимать участие в проекте. На тот момент их работы уже были упакованы и отправлены, а в Лувре понятия не имели о конфликтной ситуации.