Обычная левитация

С Василием Сигаревым беседует Максим Сухагузов

В Перми завершился фестиваль «Текстура», на котором Василий Сигарев получил почетную премию «Имя». О взаимоотношениях автора с собственным творческим наследием, новых замыслах и фестивалях с режиссером поговорил Максим Сухагузов.

Такое ощущение, что у вас довольно напряженные отношения с различными спектаклями по вашим пьесам.

Что-то нравится, что-то не нравится. Это не напряженные отношения. Я же понимаю, что люди делают в меру своего таланта, и я не могу их за это ненавидеть. Конечно, во мне есть такая нетерпимость: я не люблю бездарных людей. Когда человек мог бы заниматься чем-то другим и прекрасным, а он делает то, что ему не стоило бы делать. Но это нормальная ситуация. У каждого свой вкус. Мне не нравится такой театр, кому-то не нравится то, что близко мне. Например, есть радиопостановка «Детектора лжи», которую я выключил спустя десять минут...

Есть еще фильм «Детектор лжи»...

О, да! (Смеется.)

Почему тогда вы сами лишь однажды пробовали ставить свою пьесу?

Именно по этой причине. Мне сказали, что в Екатеринбурге будут ставить «Черное молоко». Я подумал, что опять будет какая-то гадость, поэтому решил сам сделать спектакль. Мы сыграли десять спектаклей. А потом я уже начал заниматься кино, и не было времени на театр. Я не из тех людей, которые могут одновременно делать много дел. Если я берусь за фильм, то два года занимаюсь только им, а от всех других проектов отказываюсь.

На «Текстуре» показали видеозапись спектакля «Пластилин». Как вам такой формат показа?

Иногда это работает. Хороший спектакль и на видео будет хорошим. А если это плохой спектакль, то его будет невозможно смотреть в любом виде.

От театра плавно перейдем кино: как так получилось, что вы переделали свою пьесу «Каренин» в сценарий для фильма Светланы Проскуриной?

Все благодаря продюсеру Сабине Еремеевой. Если бы не она, я бы не стал этого делать. Я с ней дружу и не смог ей отказать. Но для меня это была очень сложная работа. У меня в жизни никогда еще такого не было. Я потом посмотрел данные в файле — шестьсот часов на него потратил.

Это будет первый ваш сценарий, который ставит другой режиссер...

«Детектор лжи» не забываем. (Смеется.)

Да. Не забудем, не простим. Тем не менее, не страшно будет смотреть фильм Проскуриной?

Нет, мне даже интересно. Я понимаю, что мой текст там растворился. Лишь бы кино хорошее было. Сам я уже и не помню, про что там. (Смеется.)

Не так давно Мизгирев подметил, что сейчас Хлебникову, Сигареву, Хомерики и другим режиссерам вашего поколения необходимо снять по зрительской жанровой картине для того, чтобы не терять связь с публикой. Вот Хлебников уже отчитался «Пока ночь не разлучит», Мизгирев готовит музыкальный фильм и вы планируете сделать комедию...

Я вам даже больше скажу: после комедии я хочу сделать фильм про живых мертвецов.


Да, это сейчас зарождающийся тренд в русском кино. То есть, вы согласны с тем, что после «Волчка» и «Жить» пора бы перейти на территорию жанра, чтобы сохранить связь с публикой? Выразить свои мысли средствами массового кино?

У меня, скорее, обратная ситуация: от «Волчка» до фильма «Жить» количество зрителей выросло во много раз. Сейчас на комедии мы охватим еще большую аудиторию. Если зайти на «Кинопоиск», то можно увидеть, что мы получаем хорошие оценки от зрителей. Зрителям нравится, это же не голимый артхаус. У того же Мизгирева был безобразный на мой вкус первый фильм «Кремень» сериального качества, который постоянно крутят по телеку. Жанровое кино. Зато потом он снял просто невероятной силы греческую трагедию («Бубен, барабан», — прим. ред.). Мне, конечно, гораздо ближе вторая картина, а телезритель с удовольствием смотрит первый фильм. Зрителю, чем проще тем лучше. Поэтому единственный подход к массовому кино — это упрощение.

Мизгирев приводит в пример «Леона» Люка Бессона, который по сюжету довольно жуткая история, а при этом зрительская вещь.

«Леон» — отличное кино, которое с удовольствием смотришь. Но сними его кто-то другой при тех же возможностях, и могло получиться очень плохое кино. Дело не в том, какими средствами ты обладаешь, а умеешь ты ими правильно распорядиться или нет. Допустим, я не умею делать фильмы вроде «Аватара», поэтому, если я начну подобное снимать, то зрителю вряд ли это понравится. Ему будет гораздо приятнее смотреть фильм Сигарева «Жить», чем «Аватар» Сигарева.

А как тогда появилась идея делать комедию?

Это новогодняя комедия в жанре анти-«Ёлки».

А в чем будет выражено это «анти»?

«Ёлки», только все будет по правде. Про то, что у нас на Новый год в стране творится.

Будет несколько сюжетных линий?

Там две сюжетные линии. Одну пишу я, одну — Андрей Ильенков (писатель из Екатеринбурга — прим. ред.), который сыграет одну из ролей. Еще Яна Троянова участвует.

Расскажите про режиссерский короткометражный дебют Яны Трояновой, который вы сейчас продюсируете.

Яна рассказала мне эту историю несколько лет назад. Я сказал: «Ну, и какой смысл ее снимать?». Потом она села, написала сценарий, и это уже стало походить на что-то нормальное. Когда Яна предложила сниматься Ренате (Литвиновой — прим. ред.), и та согласилась, я сказал, что все равно ничего не понимаю, но давайте снимать. В итоге Литвинова слетела, появилась Ксения Раппопорт, и все встало на свои места. Я увидел, что история складывается. Это такое женское кино, как у Киры Муратовой. Не про бытовуху. Первое название было «Любить», сейчас называется «Рядом», но это тоже пока рабочее название, потому что фильм еще в процессе. Борис Хлебников советует назвать «Помидоркой», потому что там есть помидорка.


Каково быть продюсером?

Мне было интересно. Бегал по площадке, ругался. Потом ушел со съемок и не лез совсем, потому что у каждого режиссера должны быть свои ошибки. Тем не менее, все позитивно было, все довольны остались.

А сериал ужастиков, который вы обещали, нам стоит ждать или уже нет?

Там просто такой сериал, который можно будет сделать в любой момент. В нем нет такой явной актуальности, из-за которой замысел может устареть. Это сериал-альманах типа «Баек из склепа», где каждая серия про разное. Я хотел сделать одну серию, а дальше будут снимать другие. Если будет время этим заняться, если у меня не будет следующего проекта, то я этот сериал сделаю обязательно. Просто сейчас мне его некогда ставить.

Что касается ужастиков: я так понимаю, Стивен Кинг в вашей жизни был весьма значимой фигурой?

Мое знакомство с литературой произошло благодаря Кингу. Я искренне считаю, что его нужно в школе преподавать вместо классики. Первым я прочитал «Сияние». Я покупал разную фантастику, мне попалась эта книга, а дальше пошло-поехало. В итоге у меня полное собрание сочинения Стивена Кинга. Есть прямо раритетные книжки перестроечных времен, с дурным переводом. Сейчас даю почитать, люди не возвращают.


Продолжаете следить за его новыми книгами?

Нет, просто в какой-то момент нужно было остановиться. Как Стивену Кингу, так и мне. Невозможно постоянно делать хорошо в таком промышленном масштабе. Это как с Никитой Михалковым. Я к нему хорошо отношусь, он один из немногих режиссеров, который умеет работать с актерами. А сейчас как-то обидно.

За этот год проехали чуть ли не по всем кинофестивалям России. Даже жюри возглавляли в Омске, теперь вот почетную премию «Имя» на «Текстуре» получили. Фестивали сильно отвлекают от работы?

Я не совмещаю никогда работу с фестивалями. Я снял кино и даю себе время отдохнуть. Фестивали — это хороший отдых. А так, конечно, отвлекают, потому что фестивали и кино — это несовместимые вещи. В Омске был прекрасный фестиваль дебютов, до сих пор с удовольствием хожу с их сумкой.

Ладно, а что за история была в Омске с левитацией, все, кто там был, только и говорили: «Сигарев-левитация, Сигарев-левитация»? Главная впечатление от фестиваля — Сигарев парил над землей.

Обычная левитация. Полетал маленько. Главное, чтобы людям нравилось.

Максим Сухагузов

Журнал "Сеанс"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе