Одинокий голос человека

Александр Сокуров - о своих надеждах и тревогах

Тихий и вежливый Александр Сокуров обычно деликатно отказывается от интервью. Часто из-за купюр, а еще потому, что самые вопиющие проблемы не способны, по его мнению, вызвать должный общественный резонанс. Но на вручении ему международной премии за достижения в области "цифры" - фильм "Русский ковчег" - Александр Николаевич сделал исключение для обозревателя "Известий" Гузели Агишевой.

известия: Действие "Русского ковчега" разворачивается в Эрмитаже, думаю, не случайно. Для вас в искусстве первична классика, особенно в живописи и литературе. Кто из великих помог вам сформироваться?


александр сокуров: Принято считать, что искусство разнообразно, не ограничено во времени и в пространстве и продолжает развиваться. Это заблуждение: на самом деле все основные позиции, как и все буквы алфавита, уже названы, речь в искусстве уже сложилась. Здание построено. Новизна может быть лишь в том, что в этот храм может войти новый человек и своим светом внести в него что-то по-настоящему новое. Свою душу. Моими проводниками были и остаются Тютчев, Лермонтов, Бернс... Фолкнер, Манн, Достоевский, немецкая литература эпохи Гете... Это люди, сформировавшие цивилизацию, я их постоянно перечитываю, потому что литература - это воздух. Но художественная конституция - живопись, и поэтому Эль Греко, Тропинин, Рембрандт, американский художник Эндрю Уайет, великий англичанин Тернер. Он предвосхитил многие вещи, за которые потом французские импрессионисты получали бонусы от европейской цивилизации.

и: Означает ли это, что из вашей любви к живописи может родиться какая-то лента - как, скажем, из картины Вермера "Девушка с жемчужной сережкой" вырос известный фильм Питера Веббера?

сокуров: Перед каждым фильмом я сначала ищу атмосферу, первоисточник визуальный, пока не найду что-то адекватное по настроению, по подробностям на полотне. Картина "Мать и сын" вся сделана на мотивах немецких романтиков XIX века. Каспар Давид Фридрих - вот корни визуальной культуры этого фильма, я и не скрываю этого. Сидел часами перед его "Монахом у моря". Огромная картина, академия духовных наук для головы и души. Трудно формулируемая вещь для человека, который занимается кинематографом, где все внутри ремесленное, где нет условий и времени для свободы, чтобы задуманное довести до конца, поскольку слишком технологичный вид деятельности.

и: Вы работаете над экранизацией "Фауста". Расскажите, пожалуйста, как идет процесс.

сокуров: У нас было крайне мало времени для такой огромной исторической картины, а смета очень скромная, и съемочный период потому короткий. Но я доволен тем, что судьба меня свела с блестящими европейскими актерами, что работаю с выдающимся специалистом в сфере немецкой литературы Мариной Кореневой из Пушкинского дома - для меня это гарантия грамотного обращения с текстом и драматургией, поскольку фильм на немецком языке. Оператором у нас Брюно Дельбоннель из Голливуда, этот человек участвовал в съемках "Властелина колец" и снимал последнего "Гарри Поттера". Сейчас я имею в виду даже не столько художественный уровень, а его технологический масштаб, калибр подвластной ему машинерии. Удалось собрать вокруг фильма ряд редких и крупных фигур.

и: Все фильмы вашей тетралогии на языке оригинала...

сокуров: Да, в "Солнце" говорили на японском и английском, в "Молохе" - на немецком, в "Тельце" - на русском. Язык - часть философии, эстетики и этики фильма. Национальный язык.

и: А где будет презентация - в Германии или у нас?

сокуров: Пока я не вижу интереса у нас в стране - ни со стороны телевидения, ни тем более со стороны проката. Поэтому не представляю, где бы мы могли ее показать.

и: Когда предполагаете завершить фильм?

сокуров: В начале января.

и: Он снимается на пленку, но эксперименты там какие-то будут?

сокуров: Там есть и компьютерная графика, и работа с пластикой актерской, у нас были очень интересные специалисты по пластическому гриму. Интересная будет музыка - композитора Андрея Сигле, он писал и к предыдущим картинам этого цикла. Я многого жду от этого этапа, он очень важен для художественного качества картины. Но, если оценивать ситуацию в целом, самый большой объем работы мы преодолели.

и: В прошлом году я участвовала в выездном заседании ВООПиКа в Петербурге, где вы ярко выступили против строительства "Охта-центра". За принципиальность вас наградили всероссийской премией "Хранитель наследия". Однако, наблюдая за вами, нельзя не заметить, как вы бываете удручены...

сокуров: Это правда. Меня крайне беспокоит то, что происходит у меня на родине.

и: Вы имеете в виду культуру?

сокуров: С культурой все понятно - идет война. Я имею в виду общественную жизнь: разгоны демонстраций, применение силы против людей достойных. Моего авторитета не хватает, чтобы как-то повлиять. Иногда просто начинаю по-настоящему бояться за судьбу страны, в гораздо большей степени, чем при Советах. По поводу "Охты" я и с Путиным говорил... Что еще осталось? Пойти и лечь там всем? Понятно, что сгребут и отодвинут. В Петербурге нет никаких авторитетов ни для кого - кто угодно будет избит и уничтожен.

и: Вы сказали, что разговаривали с премьер-министром. Какова была его реакция? 

сокуров: Я говорил не только по поводу "Охты", но и о недопустимости строительства высотных зданий рядом с Новодевичьим монастырем в Москве, фотографии ему показывал. Он терпеливо слушал. Это было больше года назад, он же помогает финансированию "Фауста" через различные фонды. Только благодаря его помощи эта картина и стала сниматься, Министерство культуры денег не давало. Я уже столько писем написал, никакого от них толку. Все знающие, толковые и честные люди, как правило, в возрасте. Никогда не видел среди противников строительства этого безобразия ни одного студента архитектурного института. Это волчья стая. Я наблюдаю их и в Петербурге, и в Москве, и в Пскове. Во всех русских городах эта стая уже поселилась. Ходят по городу, метят. Где пометили - там все будет снесено. Эту сцепку строительного капитала, городской власти и архитектурных мерзавцев чрезвычайно трудно разорвать - гигантские барыши и цементируют их, и защищают. У нас же в руках только законные способы, а законными способами прекратить этот вандализм нельзя. Все знают: по закону в Петербурге строить здания выше ста метров нельзя - и собираются построить высотой в четыреста. Откуда же после этого уважение к законам, доверие к власти - откуда оно возьмется?

Гузель Агишева

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе