27 сентября 2010 ● Олег Новиков
Летом на городских рекламных билбордах можно было увидеть футболиста Сергея Игнашевича с книгой в руках. Подпись гласила: «Читать книги так же важно, как читать игру». Полузащитник «Зенита» Сергей Семак — опять-таки с книгой — утверждал с плакатов, что «побеждает тот, кто быстрее думает». Таким способом книжное издательство «Эксмо» рекламировало чтение. Генеральный директор издательства Олег Новиков рассказал Елене Мухаметшиной, что хорошо бы еще поместить на плакаты бизнесменов, что Донцова — это культурное явление в полном смысле слова и что если не победить пиратство, то книжный рынок просто умрет.
Как в течение следующих пяти лет изменится книгоиздание?
Если вы имеете в виду электронные книги, то они все-таки тоже книги. И чтение электронных книг — тоже чтение. Одно не нужно противопоставлять другому. Скорее электронные книги могут повысить доступность чтения в целом. Книги дорожают из-за цен на материалы, полиграфию, не хватает книжных магазинов, особенно в регионах, снижается доступность, падают тиражи. А с развитием интернета и снижением себестоимости электронных книг доступность книги будет расти.
Другое дело, что все книги в электронный формат все равно не перейдут. У многих бумажных книг есть дополнительные достоинства — это и цветные иллюстрации, и тактильные ощущения. Учебниками удобнее пользоваться на бумаге. В перспективе электронные книги могут занять до 30% рынка. И это не значит, что объем бумажных книг уменьшится на 30%, скорее просто вырастет рынок. Есть и другие технологии. Print on demand: через пять лет во всех книжных магазинах будут стоять устройства для печати книг по требованию. К тому же я оптимист и считаю, что через пять лет пиратство в онлайн-чтении удастся победить. Потому что в противном случае профессия писателя умрет.