Памятник герою на проспекте Авиаторов

С чего вообще начинаются памятники? Как и всякая солидная стройка, будущий ярославский мемориал дважды Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Амет-Хан Султана (о его судьбе публикация «Почему был забыт «король тарана» в номере «Северного края» за 18 июня 2009 года) начинается с геологического шурфа.

Вырыт он на месте закладки будущего архитектурно-скульптурного ансамбля. Его координаты на проспекте Авиаторов за Волгой уточнили мы в ходе «рекогносцировки на местности» с участием людей, сделавших всё возможное (и казалось бы, невозможное), чтобы совместный проект городских властей Ярославля и местной дагестанской диаспоры не остался на бумаге. Имеем в виду главу администрации Заволжского района Андрея Мамонтова (на снимке он слева) и представителя правительства Республики Дагестан в нашей области Асламбека Далгатова.

– В жарких спорах о том, где такой памятник лучше по­ставить, победил здравый смысл, – рассказывает Мамонтов. – Развернуть ансамбль решено в широком пространстве, на въезде из центра города за Волгу. Здесь неподалёку, над Тверицами, 22-летний пилот истребительного полка ПВО Ярославля, рискуя жизнью, таранным ударом сбил «юнкерс» с бомбовым грузом на борту.

Напомним читателям: в начале нынешнего года мэрия объявила открытый конкурс эскизных проектов памятника асу с размещением всех условий на её сайте. Поступило 12 заявок: из Ярославской области, из Москвы и Дагестана. Победителями стали двое: автор архитектурно-скульптурного ансамбля ярославец, член Союза художников России Марк Маркович и скульптор – заслуженный художник Дагестана Магомед-Али Алиев.

Несколько раз конкурсная комиссия под председатель­ством ярославского мэра возвращала эскизы на доработку, исходя из особенностей расположения ансамбля на разделительном газоне у дорожной развязки, с учётом соседства инженерных сетей, восприятия памятника на расстоянии, с пешеходных тротуаров и из салонов автомобилей.

По компьютерной распечатке макета рассматриваем окончательный вариант. По первому впечатлению видна рука искушённого профессионала. К слову, Марк Маркович – известный мастер плаката, автор мемориальных воинских ансамблей в парке Победы, на Леонтьевском кладбище, в военном городке железнодорожных войск в Шевелюхе. Даже не надо быть специалистом, чтобы видеть: в композиции нет ничего лишнего и случайного. Устремлённую в небо 15-метровую вертикаль составляют два похожих на крылья самолёта пилона из стали и алюминия. Сверху на стыке пилонов вырезан силуэт взлетающего истребителя. В красных звёздах на его плоскостях загорится негаснущий свет диодовых ламп. Нержавейку закрепят на каркасе авиационными заклёпками.

Пилоны – фон для бронзового бюста на гранитном постаменте. На картуше краткая надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Амет-Хан Султан». Другие подробности биографии аса (на чьём боевом счету

49 сбитых самолётов противника, 100 типов реактивных и сверхзвуковых машин, поставленных им на крыло после войны) – в тексте на барельефе декоративной стены, облицованной тёмно-красным гранитом. Завершает композицию обрамлённая светильниками «взлётно-посадочная полоса» – стилизованный под неё и чуть приподнятый натуральный газон.

Теперь о том, как дело сладилось. Чтобы не было задержки с продвижением проектных работ, расстарался «Фонд памяти лётчиков, участников Великой Отечественной войны» – так он правильно называется. Президентом его стал Асламбек Далгатов. На изготовление памятника пока не затрачено ни единого бюджетного рубля. Деньги идут из добровольных взносов предпринимателей из Ярославской области и Даге­стана, но представлена в фонде, к примеру, и Тюменская область. Ориентировочная стоимость проекта, по словам президента фонда, от 8 до 10 миллионов рублей.

Подведению окончательных итогов конкурса предшествовала поездка членов его оргкомитета в Махачкалу. Встречались там с её мэром Саидом Амировым. Ярославские гости рассказали о памятнике воздушному асу, чья родословная идёт из легендарного высокогорного села канатоходцев – Цовкра. С такой сложной задачей в кризисные времена справиться можно только совместными усилиями – тут двух точек зрения не было. Мэр Махачкалы обещал поддержку и, как выяснилось совсем скоро, слово своё сдержал. Львиную долю расходов взяла на себя дагестанская сторона.

В столице республики яро­славцы посмотрели открытый три года назад уникальный комплекс, в народе его называют – «памятником русской учительнице». Участник поездки, член оргкомитета проекта Шапи Омаров рассказал:

– Открыв такой мемориал, дагестанцы выразили свою благодарность всем русским специалистам, чьи труд и самоотверженность помогали им в самые тяжёлые послевоенные годы и позже поднимать сёла и города. При керосиновых лампах, у железных печек, что топились кизяком, в отдалённых горных аулах учить детей русскому языку. С мэром Махачкалы мы сошлись на том, что открытие ярославского памятника станет продолжением диалога культур двух наших народов – он поможет нам и в будущем понимать и уважать друг друга.

Добрым знаком считают дагестанцы и то, что одним из победителей конкурса проектов стал их соотечественник. Асламбека Далгатова попросили мы вкратце представить Магомеда-Али Алиева. Он автор памятников Расулу Гамзатову в Махачкале, бюста Амет-хан Султана в аэропорту его имени в столице Дагестана, памятников классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву в Алма-Ате, великим гуманистам-просветителям Авиценне и Алишеру Навои в Узбекистане (Алиев – член академии художеств этой среднеазиатской республики), он кавалер ордена Дружбы народов.

– Заканчиваю лепку бюста для ярославского ансамбля, – охотно откликнулся автор по телефону из Махачкалы в ответ на наш вопрос, как у него идут дела. – Впереди – формовка в бронзе. Так что до скорой встречи!

Между тем согласованы с заказчиком – департаментом городского хозяйства мэрии – технические условия проекта. Осталось убрать с газона рекламные щиты. Будем надеяться, что у городского комитета дизайна и рекламы хватит полномочий и настойчивости, чтобы провести эту операцию без задержки. Тем более, что, по реплике Андрея Мамонтова, «один из щитов установлен там незаконно».

После получения автором ансамбля из агентства муниципального заказа департамента городского хозяйства ордера на земельные работы можно будет приступать к закладке фундамента.

– Хорошо было бы успеть сделать это до нового года, – подключился к разговору ещё один хорошо владеющий темой собеседник – автор проекта благоустройства ансамбля на проспекте Авиаторов Аркадий Бобович. – Если мы хотим открыть памятник, как обещали, к 9 Мая следующего года, лишнего времени в запасе у нас просто нет.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе