Полвека с почтовыми марками

Льва Ароновича Шифрина можно слушать часами. Готовя этот материал, мы с ним проговорили полдня, не меньше - и все о почтовых марках. Филателисту с пятидесятилетним стажем есть что рассказать.

80 РУБЛЕЙ ЗА ОШИБКУ

Как-то в начале семидесятых Лев Аронович зашел на почтамт посмотреть новые марки. Стоит, ждет возле окошечка, когда подойдет очередь. И вдруг перед самым его носом отдел в спешном порядке закрывается, а марка, посвященная основоположнику компартии США Уильяму Фостеру, и вовсе изымается из продажи. Как всякий истинный филателист, Шифрин эту 10-копеечную марку СССР с портретом Фостера, естественно, быстро нашел в другом месте, где ее еще не успели убрать.

Дома присмотрелся к датам жизни американского коммуниста - 1881 - 1964 - и понял, что тут что-то не так. И точно: Уильям Фостер скончался не в 1964-м, а в 1961 году! Вскоре вышел тираж этой марки уже с исправленной датой, но и первый ее вариант тоже попал в альбомы филателистов. Теперь в каталогах почтовых марок СССР они указаны обе. Правда, марка с правильной датой смерти Фостера стоит 10 рублей, а с ошибочной - 80!

В 1969 году к предстоящему 100-летию со дня рождения Ленина почта СССР выпустила подборку марок с местами, где жил основатель советского государства. И все бы хорошо, да через какое-то время выяснилось, что на одной из почтовых марок изображен двухэтажный дом-музей Ленина в Ульяновске, где Ильич никогда не был!

Марку стали изымать из продажи, свидетелем чего оказался один из московских знакомых Шифрина. По рассказу предприимчивого филателиста, он сразу взял такси и объехал все ближайшие отделения связи, где скупил остатки марок. Когда коллекционеры просекли, в чем дело, стоимость 4-копеечной марки мгновенно подскочила. А на вырученные от продажи «неправильной» марки деньги, знакомый купил супруге норковое пальто.

МАРКИ ЗА ХОРОШИЕ ОТМЕТКИ

До войны Шифрины жили в Воронеже. За хорошие отметки в школе отец покупал маленькому Леве пакетики гашеных почтовых марок. Стоили они сущие копейки. И знать бы тогда, как они будут цениться через шестьдесят лет, то сегодня на них можно было сделать целое состояние.

Взять, например, набор из десяти почтовых марок 1935 года, посвященных первым Героям Советского Союза. На одной из них портрет летчика Сигизмунда Леваневского, участвовавшего в спасении парохода «Челюскин», а затем совершившего беспосадочный перелет Лос-Анджелес - Москва. Перед новым перелетом Леваневского из Москвы в Сан-Франциско на уже выпущенной 10-копеечной марке была сделана красная надпечатка, а номинал изменен до 1 рубля. Михаил Иванович Калинин лично отправил с летчиком президенту США Франклину Рузвельту целый лист из 25 таких марок, но самолет Леваневского пропал без вести при попытке перелета через Северный полюс. И сегодня эту марку с надпечаткой коллекционеры с руками оторвут, не у каждого филателиста, собирающего хронологию СССР, она есть, потому что по каталогу стоит 15 тысяч рублей!

Купленные папой марки Лев хранил в энциклопедическом словаре, раскладывая между страницами, и не воспринимал свое увлечение всерьез.

Когда началась война, доктор медицинских наук, врач по кожным заболеваниям Арон Рафаилович Шифрин был назначен начальником санитарного поезда. Он эвакуировал раненых бойцов в тыл - и в одну из поездок вывез свою семью в Томск.

СГОРЕВШАЯ КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

В Ярославле Шифрины живут с 1944 года. Следуя по стопам отца, в 1954 году Лев Аронович окончил Ярославский медицинский институт и 45 лет отработал хирургом в больнице имени Соловьева. На его счету не одна сотня спасенных жизней, 28 своим пациентам он зашил раны непосредственно на сердце. И в то же время проводил научные исследования по теме «Коллатеральное кровообращение в области шеи» на собаках. Их суть сводилась к тому, каким образом осуществлять снабжение головного мозга кровью при поражении сонной артерии. Уже был сдан кандидатский минимум, в научных журналах опубликовано несколько статей, как Шифрин взял да и сжег свою практически написанную диссертацию.

В советское время ученая степень для практикующего хирурга практически ничего не значила. А лишнюю десятку, начисляемую кандидатам медицинских наук, он мог легко заработать за одно сверхурочное дежурство. К тому же после работы в больнице он шел в пединститут, где преподавал физиологию человека и вел курсы медсестер. Это было существенной прибавкой к зарплате, которая к тому времени наполовину уходила на пополнение филателистической коллекции.

Свою последнюю хирургическую операцию Лев Аронович сделал в ночь с 1 на 2 января 1991 года.

ИЗЮМИНКИ КОЛЛЕКЦИИ

Филателия - самое простое и массовое увлечение из всех видов коллекционирования. Это сегодня предприимчивые собиратели-бизнесмены вкладывают деньги в дореволюционный фарфор, серебряные монеты, награды и иконы. В Советском Союзе первое место, конечно же, занимали почтовые марки.

Шифрин вернулся к своему детскому увлечению в 1960-х годах под влиянием известного в Ярославле филателиста. Как все, собирал космос, медицину, портреты выдающихся деятелей. К хронологии почтовых марок Советского Союза пришел позднее, когда самый редкий, довоенный, период был уже безвозвратно пропущен. Многое пришлось наверстывать в ущерб семье.

В 1970 году Лев Аронович за 5100 рублей - за немыслимые по тем временам деньги (считай, половина автомашины «Жигули») - купил у своего приятеля-коллекционера альбом с советскими марками, а приятель на эти деньги смог совершить туристическую поездку по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток, о чем давно мечтал.

В том же году Лев Аронович Шифрин организовал Ярославское областное отделение Всесоюзного общества филателистов, объединившее более 300 взрослых коллекционеров, не считая подростков, и стал первым его председателем. Кружки филателистов работали почти в каждом районном Дворце пионеров, а сам Шифрин вел переписку с коллегами из всех областных центров России.

В 1971 году по инициативе Шифрина в Ярославле прошла
1-я филателистическая выставка, посвященная 150-летию поэта-земляка Николая Алексеевича Некрасова. Помимо сувенирного листка, каталога выставки и организации спецгашения тогда удалось выпустить даже значок. Это дало обществу какие-то деньги, на которые можно было приобрести стойки и щиты для последующих выставок. В 1972 году Шифрин отправился в Москву на 2-й съезд филателистов страны, который, конечно же, не прошел для увлеченного человека бесследно и обогатил новыми знаниями и знакомствами.

Свою хронологическую коллекцию почтовых марок СССР Лев Аронович закончил пополнять в 1991 году, сразу после развала СССР. К сожалению, ни сын, окончивший Ярославский технический университет и работающий в строительстве, ни дочь-рентгенолог его увлечением не заболели. Вся надежда на внуков, которых он уже научил, как обращаться с почтовыми марками. Всем четверым Лев Аронович решил оставить по коллекции, а уж дальше их дело - продолжать увлечение деда или нет.

На днях к Шифрину заглянул его бывший ученик по школьному филателистическому кружку Саша Иванов, ныне доктор физико-математических наук, живущий в Лондоне. Все разговоры были, конечно же, о марках. Семидесятишестилетнему коллекционеру есть что рассказать. Внимательно изучая свою коллекцию, он уже нашел в ней семь неизвестных разновидностей почтовых марок, не указанных в каталогах.

Так, например, обнаружил, что помимо блока с портретом Ленина работы Серова, вышедшего в 1978 году с надписью «108-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина» (в каталоге он под номером 4770) в его коллекции имеется точно такой же блок, но без надписи.

В конце 70-х продавщица филателистического магазина специально отложила Шифрину этот необычный блок, за что вместо 50 копеек ему пришлось выложить за него червонец, но какова истинная цена раритета на сегодняшний день, пока неизвестно.

А вдруг он стоит сумасшедших денег? Тогда Льву Ароновичу не надо будет расставаться со своими весьма редкими марками, чтобы заплатить за квартиру и купить лекарства.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе