Таинственный цвет Надежды

31 января Надежде Николаевне Рушевой исполнилось бы 60 лет. В истории русской культуры она навсегда осталась Надей. Девочкой-подростком. Ее земная жизнь оборвалась в семнадцать лет, 6 марта 1969 года.

Пушкина рисовали многие художники, но только у Нади Рушевой он - настоящий. Даже более настоящий, чем на прижизненных портретах. Порывистый, смешливый, не способный и минуты усидеть на месте. И рисовала Надя, как Пушкин на полях своих рукописей - в секунду росчерком передавая то, что другим художникам не дается и после долгих лет академической учебы.


Первым увидел особую, таинственную природу Надиного дарования великий анималист Василий Алексеевич Ватагин. Он посоветовал родителям не отдавать Надю в художественную школу: "У нее пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздает ее..."


За пять лет Надя создала большие циклы рисунков к "Войне и миру", "Алым парусам", "Маленькому принцу", "Оводу"... Она была первой художницей, взявшейся за иллюстрации к "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова. Ее наследие - это более десяти тысяч рисунков.


Надя родилась в Улан-Баторе. Папа был художником, мама - балетмейстером в местном театре. В 1952 году семья переехала в Москву и поселилась неподалеку от Донского монастыря. Территория монастыря - место первых прогулок Нади.


Оттепель. Теперь кажется, что совсем не случайно краткий срок Надиной жизни пришелся на столь же краткое время надежд. "Ведь у надежд всегда счастливый цвет,// надежный и таинственный немного..." (Булат Окуджава).


В 1963 году рисунки одиннадцатилетней Нади публикуются в "Пионерской правде". Вскоре журнал "Юность" проводит ее первую выставку. В 66-м году Надя едет в Варшаву на открытие своей первой зарубежной выставки. В июне 67-го - поездка в Артек. "Жизнь моя, - писала потом Надя, - делится на два этапа: до поездки в Артек и после..."


А в зимние каникулы она едет с классом в Ленинград. Там в книжном магазине Надя увидела сборник японской поэзии. Купить книгу не смогла - очевидно, не хватило денег. Когда вернулась в Москву, села за письмо Олегу Сафаралиеву, с которым познакомилась в Артеке: "Хороший ты мой друг Алик!.. Я видела интересную книжечку какого-то японского поэта. Одно из пятистиший, кажется, такое:


Я сижу один

На пустынном острове.

И, не обтирая влажный глаз,

Играю с маленьким крабом.


...Можно сделать чудесные рисунки... Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений..."


Я нашел это пятистишие. Его написал японский поэт Исикава Такубоку. Он жил в начале ХХ века и умер, когда ему было всего 26 лет. Что-то очень родное есть для нас в его поэзии. Исикава Такубоку очень любил русскую культуру. Во время русско-японской войны он посвятил большое стихотворение, почти поэму, памяти адмирала Макарова. А стихотворение про маленького краба у него выглядит так:


На песчаном белом берегу

Островка

В Восточном океане

Я, не отирая влажных глаз,

С маленьким играю крабом.


Быть может, тогда, зимой, в толкучке ленинградского книжного магазина за строчками японского поэта ей вспомнился Артек. В том же письме Олегу Сафаралиеву Надя пишет: "В последний вечер у моря, я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?.."


Еще пять строк из Такубоку:


Зарыться

В мягкий ворох снега

Пылающим лицом...

Такой любовью

Я хочу любить!

Дмитрий Шеваров

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе