Тайная история искусства. Музей для диктатора

В серии рассказывается о трех попытках создать 'лучший музей всех времен и народов', предпринятых тремя диктаторами - Наполеоном, Гитлером и Сталиным.

Впервые в истории гигантский ' музей музеев' задумал создать император Наполеон. После Ватерлоо большая часть награбленных по всей Европе произведений искусства была возвращена законным владельцам. Это была первая в мире реституция художественных ценностей.

Вторую попытку основать супермузей в своем родном городе Линц предпринял Гитлер. К 'Проекту Линц' была привлечена целая армия искусствоведов и антикваров под руководством директора Дрезденской галереи Ханса Поссе. Одним из главных источников пополнения супермузея стала собственность ' врагов рейха', прежде всего, евреев. После войны произведения, предназначенные для Музея Фюрера, были обнаружены в соляных шахтах Австрии американцами и возвращены странам, ограбленным нацистами.

Хотя в СССР ничего не знали о замысле Гитлера, здесь почти одновременно началась разработка аналогичного проекта супермузея. В марте 1944 года председатель Всесоюзного Комитета по делам искусств Михаил Храпченко направил Молотову план создания в Москве Музея мирового искусства. Его экспонатами должны были стать лучшие произведения из музеев Германии и ее союзников. В феврале 1945 года советские трофейные бригады начали охоту за немецкими шедеврами. В СССР оказалось более 2 миллионов памятников искусства. Часть из них при Хрущеве была возвращена ГДР. Оставшееся 'военнопленное искусство' до сих пор является предметом споров между Россией и Германией.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе