«У него была своя выстраданная правда»

Соавтор сценария последнего фильма Сергея Говорухина рассказал об ушедшем из жизни коллеге


Сергей Карандашов полагает, что в России не хватает таких фильмов, которые делал Говорухин-младший


«Большинство из нас как-то приспосабливается или старается не замечать того, что происходит. А Сергей все время был в гуще каких-то страшных, напряженных перипетий. Он смотрел на происходящее открытыми глазами и умел об этом говорить», – признался в интервью газете ВЗГЛЯД режиссер-документалист Сергей Карандашов.


27 октября на 51-м году жизни умер режиссер, писатель и общественный деятель Сергей Говорухин, автор знаменитого документального фильма о чеченской войне «Прокляты и забыты» и других киноработ, председатель Международного фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов.


Последней его картиной стал только что выпущенный игровой фильм «Земля людей», который Говорухин снял по своей повести «Мутный материк». О безвременно ушедшем художнике газете ВЗГЛЯД рассказал его коллега и соавтор – петербургский режиссер Сергей Карандашов, участвовавший в работе над сценарием «Земли людей».


ВЗГЛЯД: Одна из самых известных работ Сергея Говорухина – публицистический фильм «Прокляты и забыты», посвященный трагическим событиям Первой чеченской войны. Что вы можете сказать об этой картине как кинематографист и как зритель?


Сергей Карандашов: Это замечательное, бесстрашно честное, самостоятельное кино. Это то, чего нам так не хватает сегодня. Большинство из нас как-то устраивается, приспосабливается, на многое закрывает глаза или старается просто не замечать того, что происходит. А Сергей все время был в гуще каких-то страшных, напряженных перипетий. Он-то как раз смотрел на происходящее открытыми глазами и умел об этом говорить. Я считаю, что «Прокляты и забыты» – один из лучших наших документальных фильмов.


ВЗГЛЯД: Вы участвовали в работе над «Землей людей» – последним фильмом Сергея Станиславовича. Судя по этой картине, от нас ушел режиссер, которому предстояло внести совершенно особый вклад также в игровое кино. О чем, по-вашему, этот фильм?


С. К.: Я, к сожалению, еще не видел этот фильм – Сергей приглашал меня на премьеру в Выборге, но я не смог приехать из-за съемок. Мы договорились, что я приеду на московскую премьеру, но она отложена до декабря. Но тема фильма – противостояние человека обществу, в котором теряется индивидуальное лицо. Сохранение своей сути, самостийности. Кино, собственно, о том, что делал сам режиссер: он шел против общего движения.


ВЗГЛЯД: Сергей Говорухин много занимался общественной деятельностью, был председателем Международного фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада», а также активно поддерживал некоторых коллег-кинематографистов. Как ему все это удавалось? Ведь для этого в наши времена необходима еще и определенная экономическая независимость.


С. К.: Я не знаю всех подробностей, о чем-то знаю только по отзывам, но могу привести такой пример. Несколько лет назад появился фильм Александра Велединского «Живой» – работа, которая своей правдивостью была очень близка Сергею и совершенно непосредственно соотносилась с тем, что питало его собственное творчество. Тема войны в этом фильме была поднята очень талантливо и честно. И вот Сергей всячески пытался поддержать «Живого», поддерживал и самого Велединского в трудные моменты, когда этот фильм замалчивали. Он старался сделать так, чтобы картину увидело больше людей, в частности стремился показать ее ветеранам Чечни и Афганистана, то есть тем, о ком она рассказывает. Организовывал при содействии фонда ветеранов и инвалидов показы в разных городах. И я думаю, что происходило вот как: именно благодаря тому, что Сергей очень многим помогал, а не благодаря каким-то связям или родственным отношениям, он получал ответную поддержку. А губернатор Московской области Борис Громов поддерживал его просто как фронтовик фронтовика. Кроме того, я думаю, Громов знал о той огромной работе, которую вел Сергей Говорухин с целью помочь людям, после возвращения с войны вытесненным обществом на обочину жизни.


ВЗГЛЯД: Отец Сергея Говорухина – Станислав Говорухин, один из самых известных советских и российских режиссеров. Не было ли в жизни Сергея Станиславовича известной проблемы, заключающейся в том, что сын, идущий по стопам отца, оказывается как бы в тени отцовского имени?


С. К.: Насколько я знаю, Сергей вырос и состоялся самостоятельно. Он шел своей собственной дорогой. Я не сравниваю его с отцом, не смотрю с точки зрения шкалы «хуже-лучше». Я говорю о том, что у него была своя выстраданная правда. Свое понимание, которое он пронес через годы, через кровь, через войны. Это было для него важно, этим он жил.


ВЗГЛЯД: В 1995 году в Грозном, возвращаясь со съемок, Сергей Говорухин был ранен и лишился ноги. Насколько можно понять по активности его работы, он полностью преодолел последствия этого несчастья.


С. К.: Полностью. Это был деятельный, напряженно работающий человек. Я звонил ему в понедельник, незадолго до того, как у него произошел инсульт, – он до ночи работал с материалом, готовил телеверсию фильма. А того, что у него нет ноги, я поначалу просто не замечал.


ВЗГЛЯД: С ним было легко работать?


С. К.: Легко, поскольку его позиция всегда была понятна. Понятно было также, что если вы в чем-то с ним расходитесь, то дело не в какой-то конъюнктуре, а в том, что человек придерживается своего собственного взгляда. Работая вместе, мы не всегда сходились во взглядах, в отношении к каким-то деталям. Но, как бы то ни было, беда в том, что мы потеряли эту личность. Личность, которая выделялась на фоне нашего всеобщего приспособленчества. Сейчас почти все, даже очень приличные люди, пытаются как-то сосуществовать с возрождающейся холопской системой, в которой принято все грести под одну гребенку. А Сергей и в творчестве, и в жизни был очень самостоятельной личностью. Мне кажется, это самое важное, что в нем было.Текст: Кирилл Решетников


«Большинство из нас как-то приспосабливается или старается не замечать того, что происходит. А Сергей все время был в гуще каких-то страшных, напряженных перипетий. Он смотрел на происходящее открытыми глазами и умел об этом говорить», – признался в интервью газете ВЗГЛЯД режиссер-документалист Сергей Карандашов.


Кирилл Решетников


Взгляд


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе