Александр Галибин: «Семейные потрясения — это проблема мироздания»

Народный артист России — о том, почему «Анна Каренина» Льва Толстого актуальна в любые времена.
Фото: предоставлено пресс-службой театра-фестиваля "Балтийский дом"/Николай Филиппов


В репертуаре Театра-фестиваля «Балтийский дом» появилась «Анна. Трагедия» по мотивам романа Льва Толстого. С режиссером спектакля Александром Галибиным встретился корреспондент «Известий».


— В последние годы театральные режиссеры и кинематографисты испытывают повышенный интерес к великому роману. И вас не минула чаша сия?

— Это даже хорошо, что роман пользуется такой популярностью, потому что мои размышления могут очень сильно отличаться от расхожих. Меня как раз привлекает возможность через призму популярного сюжета поговорить о том, что носится в воздухе. 

Даже неискушенный зритель знает, что Анна бросится под поезд. А для зрителя искушенного этот сюжет и вовсе стерся, заездился. Как войны, которые всё время показывают по телевизору, — мы настолько к ним привыкли, что воспринимаем пальбу как само собой разумеющуюся. Ну стреляют, убивают, ну под поезд бросилась… А за этим кроется трагедия: человека, семьи и в конце концов — страны.

— Не кажется ли вам, что социальные реалии романа — отношение общества к супружеским изменам или сложность бракоразводного процесса — уже не резонируют с нашим днем?

— Мне так не кажется. Всё, что у Толстого касается разрыва отношений, семейных потрясений, я воспринимаю глобально — как проблему мироздания. Словно это не роман XIX века, а древнегреческая трагедия, где герои существуют на разрыв аорты. В «Анне Карениной», несмотря на социальную направленность, много мистического — того, что у многих исследователей не находило объяснения. 

В чем-то Лев Николаевич предвосхищает фрейдовский психоанализ. Такие диалоги, как у него, недосягаемы для нынешних молодых драматургов. Порой к каким-то смыслам Толстой ведет нас кругами, а потом ставит одним-двумя предложениями жирную точку, и ты думаешь: как можно было этого не заметить?!


Фото: предоставлено пресс-службой театра-фестиваля "Балтийский дом"/Николай Филиппов


— И что вы замечаете?

— Измерение — архетипическое, мифологическое. Поэтому спектакль называется «Анна. Трагедия». Как в Древней Греции зрители шли смотреть трагедию, зная сюжет (как таковой он их не интересовал), так и у нас: не в сюжете дело, а в переживании трагического содержания — здесь и сейчас. Толстой взял историю, в общем, известную, любовный треугольник — не он один его исследовал. Но он посмотрел на отношения в этом треугольнике иначе, нежели Флобер или Островский.

— Можете сравнить свой спектакль с другими интерпретациями?

— Я не видел на сцене ни одной «Анны Карениной». Но считаю выдающимся фильм с Татьяной Самойловой, хоть он и не близок моему восприятию. Мне очень нравится английская картина с Кирой Найтли — изумительное решение предложил Том Стоппард как автор сценария. Но мне кажется, мы по-новому смотрим на роман.

— Анну играет ваша супруга — актриса Ирина Савицкова, которая когда-то здесь же, в «Балтийском доме», играла заглавную роль в вашей «Фрекен Жюли», а в Александринке — ибсеновскую Нору. Вы продолжаете развивать образ незаурядной женщины, порывающей с социальными устоями?

— Ирина играла в моих спектаклях совершенно разные роли, так что я бы не стал обобщать. Хотя меня нередко спрашивают: почему героини вашей жены то гибнут, то кончают жизнь самоубийством? Меня всегда интересовал человек в пограничной ситуации, в состоянии между жизнью и смертью. Мне интересно рассуждать об этом на языке театра, а Ира, как глубокий человек и глубокая актриса, может это состояние передать.


Фото: предоставлено пресс-службой театра-фестиваля "Балтийский дом"/Николай Филиппов


— А сами вы играете Каренина…

— Да, с актером Валерием Соловьевым, в разных составах. Меня очень привлекает роль Алексея Александровича. Иосиф Райхельгауз хотел, чтобы я сыграл его в пьесе Василия Сигарева, и для этого в «Школу современной пьесы» был приглашен Сергей Соловьев. Постановка не состоялась, но с тех пор я прочитал все инсценировки романа. И предложил руководству «Балтийского дома», чтобы была написана оригинальная. Сделать это согласилась Елена Гремина, один из руководителей Театра.doc. Если у Сигарева толстовский сюжет возникает сквозь видение Каренина, то у нас — как бы в больном сознании Анны.

Сложно выстраивать спектакль со стороны и работать над ролью изнутри. В нее невозможно вскочить, нужно пройти определенный путь. «Анна Каренина» стала для меня первым опытом саморежиссуры и первым появлением на сцене с Ирой: до этого мы никогда не играли вместе.


Фото: предоставлено пресс-службой театра-фестиваля "Балтийский дом"/Николай Филиппов


— Сквозь всё ваше творчество проходит тема семейного разрыва. Программа «Жди меня», которую вы ведете уже почти два года, помогает вам в исследовании человеческих отношений?

— Конечно. Иногда на программу приходят такие человеческие типы, о которых, сидя где-то в кабинете, даже не догадаешься. Нас с Ксенией Алферовой, моей соведущей, нередко спрашивают: «Неужели в «Жди меня» полностью обходятся без подставных лиц?» Представьте себе, это так. И все истории настолько правдивы, что волосы дыбом встают.

— Сложная работа?

— Очень. Работа, требующая огромных душевных затрат. После каждой программы я не так быстро прихожу в себя. Она же пишется большими блоками, и после 12-часового рабочего дня порой кажется, что отыграл три больших спектакля. Для ведущего участие в этой передаче — испытание. Самое главное — оставаться собой, не врать себе и другим. Это сразу видно.

Вы верно заметили, что семейная тема важна для меня. И даже мой недавний дебют как кинорежиссера — полнометражный фильм «Золотая рыбка» на материале послевоенной жизни — связан с ней. Что такое человеческие отношения, братство, любовь к отцу, матери, Родине? Мне всегда хотелось понять это на глубинном уровне.



Справка «Известий»

После окончания актерского отделения ЛГИТМиКа Александр Галибин поступил в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. В кино дебютировал в 1976 году, всесоюзную известность приобрел, сыграв в фильме «Трактир на Пятницкой» (1978). Всего в кинокарьере артиста более 50 фильмов. Как режиссер Галибин дебютировал в 1989-м, работал в различных коллективах, в том числе Театре на литейном, Александринском театре и др. С 2014 года — ведущий программы «Жди меня». Женат третьим браком, имеет сына, дочь и внука.
Автор
Евгений Авраменко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе