Бизнес на сцене

Продюсер Леонид Роберман — о том, должна ли антреприза быть искусством.


Может ли антреприза стать серьезным конкурентом театру-дому? Мало кто сегодня всерьез будет размышлять над этим вопросом. Скорее, просто посмеется. А многие даже возмутятся. Общеизвестно, как сильно поклонники репертуарного театра ее не жалуют.


Я занимаюсь антрепризой более 20 лет, и мой ответ, наверное, покажется удивительным. Правильно делают, что не жалуют, скажу я. За годы существования на просторах России она не смогла стать художественным направлением, не нарастила серьезного творческого потенциала. Превратилась в чистый бизнес, причем часто не очень хороший.

Конечно, далеко не все грехи, которые приписывают антрепризе, на самом деле ей свойственны. Например, ее часто обвиняют, что она легковесными комедиями портит вкус зрителям. Я думаю, это не так. Зрителям невозможно испортить вкус, потому что, к сожалению, у большей части нашей аудитории он не сформирован совсем. Не только в провинции, но и в Москве, и Петербурге очень незначительная часть зрителей идет в театр за искусством. Для большинства это вид досуга — возможность посмеяться, отдохнуть, посмотреть на известных актеров. Поэтому их вполне устраивают антрепризы, где четыре стула, занавеска и два народных артиста.

При этом аскетизм сам по себе не приговор. Многое зависит от самих артистов и режиссеров, от замысла. Мне трудно себе представить, чтобы, например, Михаил Филиппов или Ксения Раппопорт работали в антрепризе иначе, чем они работают в государственном театре. Для них это прежде всего сцена, на которой халтурить нельзя.

Скажу больше, антреприза и возникла во многом как подмога артисту, который не может реализовать свои творческие амбиции в условиях репертуарного театра. Когда-то Сергей Юрский задумал поставить спектакль о великом художнике Марке Шагале. Он обращался с этим предложением к разным театрам, но никто не хотел браться. Тогда он пришел ко мне, и вместе мы сделали антрепризный спектакль «Полеты с ангелом. Шагал», где Юрский не только выступил режиссером, но и сыграл шесть ролей!

Когда в 1996 году я основал свою антрепризу, передо мной было абсолютно чистое поле. Множество прекрасных артистов хотели попробовать свои силы в новом деле. Я прекрасно помню наши разговоры с Арменом Джигарханяном, Натальей Гундаревой, Валерием Гаркалиным о возможных постановках. Определяющими для них были три вещи — пьеса, режиссер и партнеры. В таком комплекте и для продюсера проект приобретал смысл. В него хотелось вкладывать деньги.

Что происходит сегодня? Этих условий уже никто не выдвигает. Мало кто пытается делать в антрепризе нечто качественное. Определяющим становится лишь один момент — количество денег, которое можно заработать. Антрепренеру очень сложно привлечь настоящего, хорошего мастера. Во-первых, их не так много, а, вернее, совсем мало. А во-вторых, у каждого из них планы расписаны на годы вперед. Именно поэтому репертуарному театру уже не надо беспокоиться. Конкурента у него нет.

Да, дела у антрепризы не просто плохи, а очень плохи. Но иногда звезды сходятся и вдруг что-то получается. Например, сейчас у меня в работе проект с Дмитрием Крымовым — спектакль «Борис» по пушкинской трагедии «Борис Годунов». Там заняты Ксения Раппопорт, Михаил Филиппов, Тимофей Трибунцев, Паулина Андреева — невероятно востребованные артисты, которые тем не менее нашли время, чтобы поработать с Крымовым. Потому что у Крымова не бывает «обычно»: никогда не знаешь, что получится в итоге. Например, для «Бориса» ему оказалось мало театральной сцены, и мы арендуем просторный зал в «Музее Москвы».

Проблема, на мой взгляд, более системная. Да, антреприза — это бизнес, и ее задача — заработать. Но и репертуарный театр сегодня во многом ориентирован на прибыль. Он перестал исполнять просветительскую функцию и тоже дает развлечение. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, но факт остается фактом.

Переломить ситуацию с передвижными антрепризами невозможно. Да и не надо. Всё должно быть органично. Конкуренция среди антрепризных проектов огромная, и каждая компания сама решает, чем брать зрителя. Я думаю, если серьезные режиссеры чаще будут приходить в антрепризу, ситуация изменится сама собой. Порой искусство может случиться там, где его не ждут.


Автор — продюсер, генеральный директор театрального агентства

Автор
Леонид Роберман
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе