До полной гибели всерьез...

«Аквитанская львица» на сцене «Ленкома»

Премьера спектакля «Аквитанская львица» совпала с показом по Пятому каналу фильма «Ленком. Надежда на «авось». И то и другое вызвало в душе чувства весьма противоречивые, а порой даже взаимоисключающие. Панихида по живым людям, устроенная на телеэкране, мягко говоря, смущала. Кто не знает, какие потери за последние годы понес этот театр. Это предмет не для анализа, а только для сочувствия. Возмутило другое — обсуждение переросло в панихиду по российскому театру в целом. Что было глупо уже не только в отношении захаровской труппы. Печально, но факт: когда где-то собираются за поминальным столом, то в другом доме за свадебным. В общем, «Ленком» хотелось защищать даже тем, кто не является его страстным поклонником.

На спектакле палитра эмоций была другой. Но с фильмом она невольно, как теперь принято говорить, коррелировалась.

Парадокс состоит в том, что в доме, построенном Марком Захаровым, поражение всегда было трудно отличить от победы. И не только создателям спектаклей, но и тем, кто сидел в зрительном зале. Лично ты мог оставаться равнодушным, но не мог не замечать того успеха и энтузиазма, с которым встречалось публикой каждое представление. Не мог не замечать того праздника, который царил вокруг, делая тебя к нему причастным. Не случайно, когда в телестудии участников обсуждения попросили назвать один любимый спектакль, в итоге был перечислен практически весь репертуар. Не сомневаюсь, что спустя несколько лет при подобном опросе будет названа и «Аквитанская львица». И не имеет никакого значения, сквозь губу или с распростертыми объятиями принимает ее сегодня критика. Свидетельствую: публика — с жаром.

Нет сомнения, что три четверти зала (если не весь) рвется посмотреть Инну Чурикову в новой роли. Она не звезда в новейшем смысле слова, а большая актриса. Ее так и встречают, «наступая» аплодисментами на первые реплики, хотя режиссер Глеб Панфилов сделал все, чтобы появление героини не было явлением примадонны. Мне показалось, что ее роль еще не до конца выстроена. И со временем «прорвется». В программке приведены выдержки из «Кодекса любви» Алиеноры. Для меня сильнее всего прозвучал в спектакле пункт четвертый: «Настоящая ревность всегда усиливает чувство любви». Причем пока с акцентом на первую часть — ревность. А ведь здесь можно ждать трагизма высот Медеи. Тем более от Чуриковой.

Зато сюрпризом оказалась работа Дмитрия Певцова, исполнившего роль Генриха. Возвращаясь к злополучному фильму, еще раз возражаешь его создателям: театр жив, если в нем происходит смена поколений. Почему-то не отпускает мысль, что ту трагическую глубину и внутреннюю беспощадность актер обрел в минуты, когда был вынужден заменить Николая Караченцова в «Юноне...». Сцена, в которой Генрих пытается казнить сына-предателя, потрясает. Ради таких мгновений люди ходят в театр. И тогда задумываешься: что перевешивает на чаше весов? Бутафорские декорации, не всегда органично вплетенный рэп, статика кинокадров, вытеснившая динамичное театральное действие? Или это зависший в воздухе меч и озноб в предчувствии того, что случится здесь, сейчас на твоих глазах. Каждый выбирает сам.

Ну а сравнения со знаменитой лентой «Лев зимой», по сценарию которой Глеб Панфилов сделал спектакль, дело уж совсем зряшное.

Мария Седых

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе