Ганди, Лев Толстой и Мартин Лютер Кинг встретились в Екатеринбурге

В столице Урала состоялась российская премьера оперы «Сатьяграха» американского композитора Филипа Гласса.

Фото предоставлено пресс-службой театра/Полина Стадник

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета к открытию 103-го сезона приготовил зрителям роскошный подарок — российскую премьеру оперы «Сатьяграха» крупнейшего американского композитора современности Филипа Гласса.

Опера о Махатме Ганди «Сатьяграха» — не самое простое произведение для сценической постановки. Три действия не имеют последовательного сюжета, состоят из логически завершенных новелл. В большинстве из них рассказывается биография Ганди — представлены ее этапы, связанные с формированием и воплощением в жизнь философии ненасилия. Отдельные эпизоды знакомят зрителей со знаковыми историческими личностями, так или иначе связанными с Ганди: в первом акте это Лев Толстой, в начале третьего действия — Мартин Лютер Кинг.

Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник


Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник

В отличие от сюжетной канвы музыкальная композиция оперы четко структурирована. Новеллам соответствуют разделы, основанные на многократном повторении мелодико-ритмической структуры. Неподготовленного слушателя эта специфическая монотонность музыки вкупе с нестандартной драматургией может утомить. Но решить проблему можно, создав яркую и разнообразную картинку.

Именно по такому пути пошел режиссер-постановщик и сценограф Тадэуш Штрасбергер, год трудившийся над опусом Филипа Гласса в Екатеринбурге. Его версия сложного многочасового спектакля в равной степени способна удовлетворить как знатоков музыки Гласса, так и людей, прежде не сталкивавшихся с его сочинениями. Первые оценят гармоничное сочетание видимого и слышимого, вторые останутся довольны красочным зрелищем.


Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник


Фото предоставлено пресс-службой театра/Михаил Коробейников, Полина Стадник

Живописные декорации, отдаленно напоминающие картины Николая Рериха, оживляет компьютерная техника, применяемая в меру и с умом. Хороши и сделанные с большим вкусом костюмы главных героев и артистов хора (художник — Матти Ульрич).

Музыкальная часть постановки получилась чуть менее виртуозной. Оркестр под управлением дирижера из Словакии Оливера фон Донаньи воспроизвел партитуру качественно, но иногда, увлекаясь игрой, оркестранты забывали о необходимости соблюдения баланса с певцами.


Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник


Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник

Солисты же показали себя во всей красе: Владимир Чеберяк и актерски, и музыкально блестяще провел партию Махатмы Ганди. А пальму первенства среди женщин уверенно забрала Ольга Тенякова в роли секретаря Ганди мисс Шлезен.

К сожалению, российскую постановку «Сатьяграхи», триумфально шествующую с 1980 года по ведущим мировым сценам, Филип Гласс лично оценить не смог. Однако директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин в беседе с «Известиями» выразил надежду на то, что «композитор побывает на спектакле, когда позволит насыщенный график концертных выступлений и других творческих событий».

Ну а зрители, не попавшие на спектакли первого премьерного блока, смогут наверстать упущенное 24 и 25 октября.


Фото предоставлено пресс-службой театра/Сергей Гутник

Ольга Завьялова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе