Горькие истины и возвышающий обман

В этом году Волковский фестиваль проходит уже в одиннадцатый раз. Его девиз – «Русская драматургия на языках мира» – заявляет о себе всё ярче. Его репутация высока, об интересе публики говорят ежевечерне полные зрительные залы, споры в антрактах и после спектаклей. Премией Правительства РФ имени Фёдора Волкова отмечены два театра – Новосибирский академический театр «Красный факел» и Хакасский театр кукол «Сказка» (Абакан) и персонально – художественный руководитель Казанского академического театра драмы имени Качалова Александр Славутский. Спектакли лауреатов открыли фестиваль.

фотограф Татьяна КУЧАРИНА, Вячеслав ИВАНОВ


МАСКАРАДНЫЕ МАСКИ АРБЕНИНА


25-летний Тимофей Кулябин – самый молодой в России режиссёр, успевший завоевать признание и известность множеством интересных работ. Кулябин поставил у нас в Волков-ском «Кармен». Его спектакли говорят о том, что у режиссёра выработался собственный почерк, что он уверенно владеет современными театральными технологиями. Драматургическую канву «Маскарада» он развёртывает в космос человеческого бытия, и точка отсчёта проходит через Арбенина с его личной совестью, множится в лицах персонажей, окружающих его. То, что свершается, – не игра слепой судьбы, а следствие сделанного выбора.

Кулябин акцентирует возрастной контраст супружеской пары. 60-летний Арбенин (Игорь Белозёров) – брутальный, сильный, титан духа. И девочка-жена Нина, ей едва минуло 17 лет (студентка театрального института Евгения Туркова). Для режиссёра главное в ней – только знак детской беспечности. Играющее дитя. Не речь, а лепет дитяти. Арбенин «всё видел, всё перечувствовал, всё понял, всё узнал». Она – в «огромной книге жизни прочла один заглавный лист...» Игорь Белозёров наделяет своего Арбенина великим чувством любви. С Ниной он воскрес «для жизни и добра». Теперь он – Великая жертва Великого, вселенского Обмана. И потому актёр насыщает сердце героя горькой иронией, терпкой печалью и ядом ненависти... Арбенин настолько хорошо знает свет, что в «измену» Нины ему легче поверить, чем в её невинность. С одной стороны – перед нами герой романтического склада, с другой – персонаж трагифарса, ибо он сполна принадлежит к тому светскому кругу, который его сформировал. Арбенина – Белозёрова вполне можно назвать advocatus diaboli – адвокатом дьявола.

Маскарад – всегда провокация. С неутомимой жаждой наслаждения бросается в его стихию молодой Звездич (Евгений Терских). Режиссёру удалось отчётливо показать и механизм ловушки, в которую загоняет себя Арбенин. Как лихо осуществ-ляет он план мести, заговор против Звездича. Происходит банкротство и крах молодого героя. Арбенин отомщён. Но светские игроки возвращают Арбенину его же сценарий в беспощадном и жестоком варианте, отнимая у него Нину. Бал жизни всегда правит не герой, а его расщеплённые подобия.
«ДЯДЮШКИН СОН» КАК ПАРОДИЯ

Славутский – крепкий и уверенный мастер по характеру своего дарования, публицист, мастер ярких эстрадных зрелищ. «Дядюшкин сон» Казан-ского театра, сыгранный во второй вечер, предстал странной пародией на «Маскарад». Это был «Маскарад», вывернутый наизнанку. В Достоевском режиссёру оказалась интересна не столько гротесковая, эксцент-рическая атмосфера, сколько нравоучительные мотивы. Он видит в «Дядюшкином сне» абсолютно нынешнюю историю.

Приезд князя (Геннадий Прытков) в Мордасов даёт импульс скандальной истории, через призму которой показаны обыватели городка. Умнейшую Марью Александровну Москалёву (Светлана Романова) посетила невероятная мысль: выдать за одряхлевшего князя свою двадцатитрёхлетнюю дочь Зинаиду (Эльза Фардеева). Славутскому здесь важнее линейные построения сегодняшних дней, а не философские вертикали. Блюстительница нрав-ственности, Зинаида стремительно сдаёт позиции, дабы цепко ухватиться за предложение замужества – личные выгоды и обогащение. А в финале, когда с князя срывают парик и хохочут над его «идиотизмом», только он становится человеком. Человечность – чувство трагическое, и артист Прытков это доказывает.

Режиссёр Славутский чётко определил пространство своего спектакля как бытовую сатиру. Диапазон Достоевского в «Дядюшкином сне» иной – там есть и мелодрама, и трагедия, и фарс, и цирк, и театр абсурда. Мы же увидели добротную нравоучительную историю, какие так привлекают благодарных зрителей.
ЛИСА-ОБМАНЩИЦА И ПРОСТОДУШНый МИША

Как ни удивительно, но дет-ская игровая история «Соседи» (Хакасский театр кукол «Сказка») вместе с детьми собрала в нашем театре кукол множество родителей. Взрослые смотрели спектакль с тем же захватывающим вниманием, что и дети. Каждый увидел в предложенном режиссёром Сергеем Иванниковым сюжете свою историю.

Спектакль поражает не столько эффектными куклами, сколько филигранной работой с ними. Кукол две – Медведь и Лиса, а актёров-кукловодов – шестеро! Три на каждую куклу (голова, руки и ноги персонажа ведут и играют отдельные исполнители), плюс помощник. Пластика Медведя, повороты головы, усмешки, изумление, растерянность, обида – десятки чувств выражаются на его вовсе не морде или мордочке, а лице. В этом-то всё и дело. У кукол явлены Лица. И Лица эти – вполне человеческие.

Сюжет бесхитростен, прост и современен. Лиса видит, как живёт Медведь – хозяйственный, запасливый, работящий, домовитый. И... человечный! Приглашает Лису отведать рыбки, поесть лесной малины, блинчиков, которые напёк. Но Лиса – ужасная лицедейка и грабительница. Стоит Медведю покинуть своё жильё, как она уносит к себе всё, что припасено... Надо видеть, с каким рвением, азартом, желанием помочь Мишке дети кричат, вскакивают, почти рвутся на сцену, предупреждая о провокациях Лисы. Диалог театра и маленьких зрителей покоряет. Какая сила детской энергии летит через зал! Сколько запала и страсти! Какая жажда справедливости и горения помочь. Кто-то из ребятишек не выдерживает и кричит Медведю: «Убей её!»

Медведю бы утихомирить зал, утишить страсти. Ведь ребёнок (что говорить о взрослом) начинает задумываться: как же можно так бессовестно воровать, грабить, жить за чужой счёт? Сказка – ложь, да в ней – намёк. Спектакль – индикатор нашего времени. Показательно, что в этой сказке добро не побеждает зло. Театр пытается сказать детям о том, что не всё в нашем мире столь безоблачно. Медведь хоть и разгадал обман и маскарад Лисы, хоть и перестал пребывать в «дядюшкином сне», хоть и разоблачил Лису, но грозит ей разве что ремнём. Последняя его реплика в спектакле: «А где мой ремень?» На этой фразе спектакль и обрывается, не предлагая художественного завершения истории. Завершение это, надо полагать, театр передоверяет родителям.
Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе