И каждый день идет «Утиная охота»

19 августа 1937 года родился драматург Александр Вампилов. 17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, Вампилов трагически и нелепо погиб, утонув в Байкале на перевернувшейся моторной лодке. 

Из всех русских классиков, умерших рано и не успевших полностью реализовать свой талант, смерть Вампилова — самая обидная.

«Наследник Чехова», яркий самородок из провинции, недавно покоривший столичную театральную сцену, входящий в творческую и человеческую зрелость драматург, задумавший недавно первый роман — о родителях, о родине — Иркутской области…

Трагедия ранней смерти Вампилова обостряется еще тем, что она не была, что называется, ничем подготовлена: ни внутренними противоречиями, ни разладом с действительностью, ни склонностью к саморазрушению, как у других рано ушедших писателей и поэтов от Михаила Лермонтова до Бориса Рыжего.

Молодой отец, счастливый муж, успешный драматург, пьесы которого ставят театры имени Ермоловой, Станиславского в Москве, Большой драматический театр в Ленинграде, умирает, оставляя на свое рабочем столе незаконченный водевиль «Несравненный Наконечников».

Сегодня снова пробуждается интерес к Вампилову, в частности, к его самому известному персонажу — Зилову из «Утиной охоты». Снова остро ощущается внутренняя пустота, издерганность, отсутствие нравственного стержня, надрывность, переходящая в шутовство (и обратно) — та самая «зиловщина», которая не была приметой позднесоветского общества, а оказалась общим и непреходящим нашим свойством.

Так, наверное, создатели нашумевшего фильма «Географ глобус пропил» 2012 года по одноименному роману Александра Иванова, где главную роль сыграл замечательный актер Константин Хабенский, ориентировались на высокий вампиловский образец. С Вампиловым актер ассоциируется для многих еще со времен известной постановки «Утиной охоты» в МХТ.

Но в «Географе» получилась история классического лишнего человека, который не согласен жить, как все; пройдет несколько лет, и условия этого несогласия, например, критерии успешности, которые отвергает Служкин, станут другими, и станет уже непонятно, почему герой — лишний.

А вампиловский Зилов всегда будет нашим современником, пугающим, завораживающим и узнаваемым соседом, который вот-вот за стенкой в новой квартире в типовом доме нажмет на курок, но в последний момент передумает и все же поедет на охоту. В этом пресловутая «загадка Вампилова» — как он смог в простых бытовых сценах передать вневременную общечеловеческую трагикомедию.

Впрочем, перечитывая Вампилова по мере взросления, все меньше находишь в нем комедии.

Иван Шипнигов

Aгенство новостей "Вечерняя Москва"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе