Каждому пассажиру по мягкому месту, каждому хорошему актеру – по кабинету

Зачем Сергею Безрукову сразу три театра

Есть ли у Сергея Безрукова новая идея, чтобы вдохнуть ее в Губернский театр? 


Назначения последнего времени все какие-то… нелепые, а вот последствия для театров, для музеев могут быть самые невеселые. Вот субботняя новость: временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев встретился с актерами Московского областного камерного театра и Московского областного драматического театра имени Островского. На встрече он представил актерскому составу нового художественного руководителя. Им стал Сергей Безруков. На самом деле под одной крышей Дворца искусств в Кузьминках располагается сразу три театра, помимо перечисленных еще и «Русский балет», есть там и губернаторский оркестр Московской области, тот самый, который при прежнем губернаторе Подмосковья стал по утрам встречать чиновников областного правительства ласкающими слух классическими шлягерами. Сергей Безруков, о чем уже успели сообщить информационные агентства, предложил всем объединиться и назвать это новое театрально-концертное детище Губернским театром. Такого, правда, в России не было. Теперь будет.

А еще на минувшей неделе объявил о своем окончательном решении покинуть пост худрука БДТ Темур Чхеидзе. Можно сказать, пошел навстречу пожеланиям трудящихся, только это не трудящиеся БДТ, а те, которые вокруг: перед Новым годом сразу в нескольких петербургских изданиях вышли заметки, авторы которых желали своим театрам перемен, а БДТ – еще и нового худрука. И Чхеидзе решил, что театру будет легче без него, просьбу освободить его от занимаемой должности направил в Москву, в Министерство культуры. Министр культуры Владимир Мединский, рассказали мне в театре, попросил Чхеидзе еще месяц поработать на благо российского театра, этот месяц истекает 20 марта. Известно, что, будучи в Петербурге, Мединский уже провел несколько встреч, и при назначении обязательно учтут мнение коллектива. А в Москве уже говорят: Хабенскому предложили «взять» БДТ… Отношения Темура Нодаровича Чхеидзе с БДТ складывались непросто. Они сразу полюбили друг друга, но к оформлению отношений шли долгим тернистым путем, а «расписались», когда уже что-то важное, судя по всему, было потеряно, взаимное уважение – наверное, не совсем то, что нужно было в эти годы и театру, и самому режиссеру, чрезвычайно порядочному, хорошему и талантливому.

Помнится, ругали Лужкова, который никому не отказывал, каждому известному артисту, который изъявлял такое желание, «выдал» по театру. Ну, вот, нет уже Лужкова. А кабинеты распределяются по-прежнему. Проблема ведь не в том, что М. – можно, а Б. – нет. У нас все равны: раз можно одному, можно и другому, театров на всех хватит. А ведь театры не рождаются волей губернатора или даже министра культуры, или – страшно сказать – самого Сергея Капкова. Если сегодня М. назначить сюда, а через три года «бросить» в другой театр, а того, который им руководил, отправить со своими инновациями в третье место, это не заменит обновления, зато окончательно сравняет всех в безликой инновационности. И уже неважно будет – кого, куда…

Нет. Театр рождается, как ни банально это повторять, когда появляется какая-то новая идея. Без нее театра не будет, даже если присоединить к Областному камерному театру еще и театр «Шалом», и цыганский театр «Ромэн», и усилить труппу… не знаю, кем еще, да хоть и Депардье, чтоб без работы не мотался.

Можно понять логику чиновников, если согласиться с тем, что они руководствовались именно логикой: раз Безруков затеял собственное театральное дело, а у них имеется «бесхозный» театр, даже не один, почему бы не решить сразу несколько проблем одним махом? Освободить актера от ненужных ему забот и направить его усилия в «мирное русло». Но частное театральное дело и театр – не всегда одно и то же. Пусть Олег Меньшиков будет худруком Театра Ермоловой, кто же против, дай бог ему здоровья: но вот уже прошло полгода, становится все очевиднее, что театральной идеи там нет.

Если есть свой театр уже у Меньшикова, у Евгения Миронова, почему же не может быть своего и у Сергея Безрукова?

Я согласен: Безруков не хуже, а чем-то, наверное, даже лучше, поэтому, конечно, право имеет. Но... Если и у него нет театральной идеи, из Губернского театра ничего хорошего не выйдет. Очень хочется пожелать Безрукову побед и удачи, но еще больше хочется предостеречь от ошибок, уже совершенных другими. В таких случаях самым убедительным представляется мне пример «Современника»: ну ведь ясно, что не было в планах ЦК в 1956 году открывать театр, было много других перво- и второстепенных дел, но театр уже родился, закрыть его «обратно» было невозможно, как невозможно родить обратно уже родившегося человека. А то, что происходит сегодня, так и хочется назвать перераспределением собственности. А еще вспоминается старая песенка Окуджавы про кабинеты друзей: «Города моей страны все в леса одеты, звук пилы и топора трудно заглушить. Может, это для друзей строят кабинеты? Вот настроят и тогда станет легче жить». Но ведь это была шутка, как и счастливая карта старой графини. Это была шутка.

Григорий Заславский

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе