4 февраля 2009 ● Алена Карась
Роман Джойса обрел сценическую жизнь в Москве
Роман романов ХХ века "Улисс" Джеймса Джойса, существенным образом повлиявший на облик литературы и искусства целого столетия, теперь можно будет смотреть и слушать в театре благодаря режиссеру Евгению Каменьковичу и актерам "Мастерской Фоменко".
Театр разворачивает перед нами это бесконечное повествование, пытаясь доказать мысль переводчика и исследователя Джойса Сергея Хоружего о том, что расшифровка джойсовского письма связана с проговариванием, произнесением вслух. И в самом деле, трудный для большинства читателей, он на удивление легко воспринимается в устах актеров "Мастерской".
Однажды нечто подобное уже произошло: 16 июня 2004 года, ровно через 100 лет после того дня, как герои "Улисса" начали свое путешествие по Дублину, в театре "Школа драматического искусства" за 24 часа прочитали весь (!) роман. Инициатор акции Игорь Яцко утверждает, при линейном чтении на это потребовалось бы не менее 90 часов. Поэтому он придумал, чтобы Леопольд Блум и Стивен Дедал, джойсовские Одиссей и Телемак, двигались из разных точек навстречу друг другу, параллельно читая разные главы романа. При этом пространство "Школы драматического искусства" на Сретенке, само похожее на город, становилось идеальной средой для джойсовского романа-путешествия.
Евгению Каменьковичу пришлось сжать роман до пяти с половиной часов театрального действия с двумя антрактами, развернув его на плоском планшете сцены. Актеры, легкие и совершенно свободные от тяжести сложнейшего текста, представляют самый что ни на есть классический вид театра, сильно напоминая то ли Малый театр, то ли МХАТ времен их великих корифеев. Жанровые сгущения, обаяние и шарм женственности, резкие мазки натурализма, тонкость психологического письма - что ни персонаж, то развернутый во всей жизненной полноте характер.