Кто время целовал в измученное темя…

Простые вещи Александра Кузина / «Дульсинея Тобосская». Театральный институт

Когда в начале 70-х Александр Володин писал «Дульсинею Тобосскую», в нем еще жил рыцарь Дон Кихот с романтической и пылкой душой. Скотница Альдонса становилась прекрасной Дульсинеей. Прошло десять лет, и Володин написал другую пьесу - о том, как его Дульсинея (Катя) превратилась в Альдонсу, впавшую в безумие от невыносимых для нее обстоятельств. Это пьеса «С любимыми не расставайтесь». В Ярославле можно увидеть обе истории как дилогию Володина. Так выстроилось у нас володинское пространство, срежиссированное самим временем. Премьеру «Дульсинеи» играют в театральном институте студенты курса профессора Александра Кузина, а первые спектакли «С любимыми…» идут на сцене Волковского театра в постановке Сергея Пускепалиса.


Простое крестьянское жилище, дощатый стол, глиняные плошки, кувшины с вином. Все обыденно. Простая грубая пища. Простая одежда. Простые выражения. 

Как обычно ставили володинскую «Дульсинею»? Как историю превращения простой Тобосской девушки Альдонсы в прекрасную Дульсинею. На сцену обычно выходила грубоватая простушка, мало понятливая деревенская девка. Как из заурядности сотворить незаурядность? – такой вопрос Кузину и студентам его курса показался бы надуманным. Студенты в футболках с надписью «Театральная мастерская» разыгрывают историю о Дульсинее как раз в своей мастерской, в аудитории, не в театре. Они – хор спектакля, ненавязчивый, но сопровождающий героев. История о Дульсинее - не история Элизы Дулитл. В спектакле Александра Кузина героиня не грубая, и не простушка… Альдонса – Асия Усманова изначально другая. Попробуйте рассмотреть, увидеть, распознать вот эту Альдонсу.… На ваших лицах изумление и недоверие. Незаметная, маленькая, хрупкая.… Этот хрупкий воробушек? Речь идет, в сущности, об очень простых вещах. О Красоте, которую никто не замечает. Быть Дульсинеей для семьи, для селения - оскорбительно. Это значит быть запятнанной тем умопомешательством, которым страдал Дон Кихот, быть зараженной его болезнями. Альдонса – Усманова знает свою тайну. Ищет, ждет своего дон Кихота. И сторонится всех, и стыдится. Ей больно и невыносимо. Она и мучается оттого, что ей за всех – стыдно! В ее иезуитской семье, да и во всем селении не знают языка Дон Кихота. Да и есть ли тот, кто знает? Вот пришел гость издалека. Откиньте капюшон его грубого брезентового плаща. Неужели этот неуклюжий парень, называющий себя Санчо - благородное отражение Дон Кихота, его нежное сердце? Альдонса верит Санчо и бежит из дома, куда глаза глядят…. Так начинаются ее скитания. Судьба забросит ее в некий Дом изысканных удовольствий, где ее готовы продать любому богатею, и где она предстанет настоящей дурнушкой, скукожившейся от собственных рыданий. И все же в ней живет вечный бунт, и вновь она ждет своего дон Кихота, и вновь сражается с пустотой.

Совсем недавно, имя Дон Кихот звучало гордо и почетно. Сегодня назваться Дон Кихотом – значит публично признаться в собственной непрактичности. Дон Кихот умер. Это диагноз нашего времени. Мы простились с эпохой высоких помыслов, благородных поступков. Иное время на дворе, другие ценности. «Теперь, - печально замечает Санчо Панса, - когда его нет, мир наполнится злодеями. Потому что все злодеяния будут оставаться безнаказанными». 

Режиссер и педагог Александр Кузин своей скромной «Дульсинеей» бросает вызов времени. Вызов рыцарственный и предельно чистый. Он ставит спектакль о том, что и в наше «измученное» время живы и возможны человеческая высота, благородство и несказанная любовь. 

Кузин ставит не сказку и не волшебную историю. Высота любви и чистота горения – вот основной образ спектакля. История земной жизни, хрупкой, как глина, и любви, пробивающейся к свету. Умеющей себя защищать.

Спектакль Кузина намеренно аскетичен. В сценографии, в костюмах, в лаконичности жестов и слова. 

Луис – Андрей Слепухин совсем не Дон Кихот. Но Альдонса – Асия Усманова увидит его чистоту, мгновенную готовность спасти в беде, поэтическую душу. Она откроет в нем то, что неизвестно ему самому. Альдонса упряма и упрямо же станет творить и создавать нового, своего, подлинного Дон Кихота..

Последнее прибежище и приют Альдонсы – огромная и бескрайняя, продуваемая холодными ветрами степь. Есть в этом эпизоде нечто шекспировское, отсветы «Короля Лира». 

Дульсинея похожа на яблоню студеной зимой, и Санчо (Александр Дырин) бережно окутывает ее, как замерзшее деревце. Они укрыты одной кошмой из овечьей шерсти. Наверное, это лучшая сцена в спектакле. Можно тихо разговаривать, вдыхать горький дым бессонного ночлега, наслаждаться теплом овечьего и человечьего гнезда, ворошить рогожу, терпеливо ждать любимого, слушать утешителя и поэта Санчо, его слова, исполненные лирической силы. Юные исполнители ролей не только покоряют доверительностью интонации, но обнаруживают тонкие, изменчивые движения души. Альдонса-Дульсинея, Санчо, Луис – непривычные и необычные для наших дней персонажи. То, что они появились в молодом театральном мире – не просто трогает сердце, но внушает надежду, что не все ценности нами утрачены, что живы сердца и жив человек. 

Альдонса призовет Луиса к себе и отдаст свое сердце. Они останутся вдвоем в насквозь простуженной, но теперь согретой их сердцами степи. Утром появятся напыщенные и растиражированные донкихоты с гитарами и бездарными серенадами. Их много, и все бредят о Дульсинее. Она стала их недоступным кумиром, мифом и легендой. Лже-рыцари распластаны на земле, как верные псы. Когда они поймут, что Альдонса узнала подлинную любовь, их рассвирепевшая стая обречет возлюбленного на растерзанье… И крик Альдонсы разорвет тишину мира.

Любовь, живая, способная на самоотречение, поднимающаяся до вершин, живет в психологически точной игре Асии Усмановой, играющей Альдонсу. Ее Любовь просвечивает возлюбленного лучами такой силы, нежности и смиренной кротости, и освещает Дульсинею столь мощным внутренним светом, что задерживаешь дыхание, боясь пропустить слово…. Только такая жертвенная любовь способна воскрешать. И Луис поднимается. И Санчо приходит с фонарем на длинной палке, готовый пройти сотни трудных верст, лишь бы рядом были его друзья.

Маргарита Ваняшова 



P.S. Недавно ярославскую «Дульсинею» играли в Петербурге на Володинском фестивале. Студенты курса Александра Кузина вернулись с высшей наградой фестиваля – бронзовой статуэткой драматурга. А ярославские зрители все чаще думают о том, что живущему в Ярославле, известному в театральном мире талантливому режиссеру Александру Кузину нужен свой театр. 

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе