«Мы оказались в плену консерватизма»

В Театре на Малой Бронной ждут культурную революцию

Сбор труппы Сергей Голомазов начал с небольшого манифеста. «Прошлый сезон для Москвы был знаковым в сфере гражданской жизни общества вообще и драматического театра в частности. Давать оценки социально-политическим событиям – это не мое дело, а что касается театральной жизни, то вдруг для многих выяснилось, что мир вокруг нас неузнаваемо изменился. У меня ощущение, будто я все время просыпаюсь в другом городе», – сказал худрук своему коллективу.
И если несколько лет назад, заступая на пост руководителя, Сергей Голомазов говорил, что делает ставку на качественную комедию (дебютировал мольеровскими «Плутнями Скапена» на этой сцене), то нынче его позиция изменилась, о чем он уверенно и смело сообщил артистам: «Я бы охарактеризовал свой труд одной фразой из советского фильма: «Ничего себе работает товарищ, но по старинке». Или, как говорил персонаж Андрея Платонова, – былинно. Вот от этой былинности мы и будем с вами уходить».

В новом сезоне театр делает ставку на молодых режиссеров, которые в последние годы громко заявили о себе и чье творчество является сейчас магнитом интересов. Так, над спектаклем «Белка» по роману Анатолия Кима работает Екатерина Гранитова, гельмановскую «Скамейку» ставит Елена Невежина, а под занавес года Константин Богомолов выпустит спектакль по хулиганской пьесе Альфреда Жарри «Король Убю». При этом не останется в стороне и Сергей Голомазов – к ноябрю он поставит спектакль под названием «Почтигород» – девять новелл о любви, написанных американским драматургом Джоном Кариани.

Однако значительно громче, чем творческие планы, на сборе труппы звучали слова о необходимости кардинальных перемен. Свой манифест Сергей Анатольевич зачитал по бумаге: «Пора оглянуться вокруг: сколько в Москве появилось новых экспериментов, всюду творческий креатив, новые площадки, художественные форматы всевозможных молодежных мастерских, дерзкие дискуссии, интересные фестивали, новые, злые, разгневанные молодые люди со своим видением театра. Включенность театра в социальный процесс. Возрождение политического театра – вот то немногое, чем, на мой взгляд, определяется теперь театральное пространство в столице. Пришли совершенно новые зрители, поэтому прошлый сезон я и назвал бы знаковым для театрального искусства. Кроме того, мы давно вступили в пространство жесткой конкуренции, где многие театральные коллективы ведут себя творчески агрессивно. Это и понятно, ведь театральный рынок велик. А мы, в том числе и ваш покорный слуга, оказались в плену традиционных, привычных, былинных представлений о механизмах развития нашего театра».

Выход из положения Сергей Голомазов видит в трех вещах – наладить со зрителем современный (!) диалог, развить технологию продвижения театра на рынке и, наконец, произвести капитальный ремонт театра.

«Вы можете сказать, что я преувеличиваю проблему. Но если мы потеряем зрителя и растворимся на театральном рынке, то это будет катастрофой для театра в целом и моей личной катастрофой в частности», – подчеркнул Голомазов.

Сообщение о ремонте артисты приняли довольно ровно (ремонт начинается в сентябре и продлится до 2015 года, при этом театр продолжит работу в своем помещении, без переездов). Совсем другой отклик вызвали сообщения о перемене творческого направления. Актер Виктор Лакирев (в труппе с 1967 года) буквально подскочил с места и заявил: «Я видел «Лира» Богомолова – за это сечь надо на конюшне! Это возмутительно!» Затем он не раз пытался объяснить свою позицию: «Я не знаю более действенного средства, чем настоящее переживание. Никакими Богомоловыми вы не замените этого! И нельзя перечеркивать богатство русского репертуарного театра, приглашая в театр молодого, смелого режиссера». Позицию Лакирева поддержали и другие корифеи труппы.

Сергей Голомазов держался уверенно: «Позволю себе заметить, что явление Константина Богомолова на театральной палитре города и те противоречивые оценки, которые вызывает его творчество, – это лишь начало театральной революции, свидетелями которой нам предстоит быть в ближайшие три-четыре года. Я вас уверяю, что вскоре в этом городе появятся молодые режиссеры, в сравнении с которыми творчество Богомолова покажется вам рождественской сказкой. Так было много раз – во всех театральных Мекках мира. Это было и во Франции в конце XIX – начале ХХ века. Вспомните, что произошло в Германии в 1950-е годы, в Англии бунт рассерженных. Все театральные столицы, которые были вне тоталитарного режима, проходили через культурные революции. И бояться этого не нужно, поскольку это явление творческое… Я не собираюсь превращать Театр на Малой Бронной в шапито, и моя позиция не отменяет тех ценностей репертуарного театра, о которых вы говорите. Просто одним Островским сегодня сыт не будешь. Я побывал на Авиньонском фестивале: вы даже не представляете себе, как далеко сегодня шагнуло мировое искусство. Это в начале XIX века все было строго разграничено, а сегодня театральное дело стало синтетическим».

Обстановка постепенно накалялась. Сергея Голомазова решила поддержать Евгения Шерменева, заместитель руководителя департамента культуры Москвы: «Сергей Анатольевич правильно говорит. Никто не собирается подрывать колоссальное наследие русского репертуарного театра, но и вчерашними ценностями жить нельзя. Надо идти вперед, пробовать, экспериментировать, и если это делать на основе нашего театрального наследия, то шаги будут оправданы».

Впрочем, корифеи труппы остались, похоже, при своем мнении.
Театрал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе