«Мы пришли к какому-то рубежу, когда с культурой происходит нечто странное»

В рамках проекта Pop-up театр с 29 сентября по 4 октября в Санкт-Петербурге состоятся большие гастроли московского Театра.Doc
Корреспондент ИА REGNUM выяснял у художественного руководителя проекта, театрального режиссера Семена Александровского чем полезны горизонтальные связи, почему ему интересны люди науки и как будет развиваться Pop-up театр.
Семён Александровский.
Фото: Геннадий Демченко


ИА REGNUM: Помимо обширной программы Pop-up театр в финале проводит большие гастроли Театра.doc. Это ведь такая серьезная история. Как вы на это решились?

Мы привозим 7 спектаклей Театра. Doc и это, конечно, немножко похоже на безумие. И сейчас требует от нас невероятных усилий и концентрации, чтобы провести все хорошо. Гастроли проводим без финансовой поддержки, рассчитывая, что продадим билеты, и, тем самым, вернем затраты на дорогу и заплатим артистам гонорары. Но, думаю, в эту историю стоило ввязываться. Сколько бы я не бывал в Москве, всегда хожу в Doc. Он ведь очень сильно повлиял на развитие российского театра. А то, что до сих пор в Петербурге не было его основательных гастролей — просто какой-то нонсенс, мне кажется. Благодаря появлению пространства Beatnik, принявшему Pop-up театр, мы почувствовали необходимость и желание этот пробел заполнить.

ИА REGNUM: Это ведь действительно первые масштабные гастроли в Петербурге.

Попытки были. Помню, они хотели привезти ряд спектаклей, но в последний момент им отказывали площадки. Так как это первые гастроли, мы, в большей степени, привозим не политическую программу. Хотя, на мой взгляд, любая постановка политическая — у театра или режиссера, не отрывающих себя от современности. Не будет «Болотного дела» и «Дела Магнитского», так как это очень серьезная история. А в рамках нашей как бы авантюры я не рискнул таким образом действовать. Не из-за опасений, что нас могут закрыть — это некому сделать. Мне кажется, тут следует на другом уровне действовать. И я считаю, эти спектакли надо показывать в больших государственных театрах. С хорошей организацией, правильным позиционированием, чтобы на них пришло много людей.

ИА REGNUM: Сейчас на такой шаг вряд ли кто решится, думаю.

Или дождемся, когда такая возможность будет у нас. Чего я не исключаю. Продолжим заниматься нашим безумным делом, и тогда привезем и другие спектакли.

ИА REGNUM: Pop-up — это всплывающее окно на экране компьютера. То есть в определенном смысле ваш театр — бродячий …

Как, в принципе, театр. Вернулись к истокам, можно сказать.

ИА REGNUM: И вот такая форма существования театра насколько жизнеспособна? По Вашим ощущениям. Ведь очевидно, в нынешних обстоятельствах театру придется меняться. Его просто вынуждают это делать. И может ли такая форма появиться где-то еще? Я имею в виду в России.

Мне кажется, сегодня мы пришли в социально-политической ситуации к очень какому-то странному положению. Российский театр последние 10?15 лет развивался невероятно стремительно, сделав очень сильный рывок. Проводится гигантское количество фестивалей. Европейские режиссеры привозят сюда спектакли, ставят здесь. Буквально 15 лет назад не было современной драматургии, а сейчас практически нет театра, в котором бы не шли современные пьесы. И мы пришли к какому-то рубежу, когда с культурой происходит нечто странное. Государство объявило ей войну, занимается пропагандой и чем-то, что с культурой очень плохо кореллируется. Я заметил давно — есть большие территории, с которыми государство не справляется. Например, несколько лет назад во время пожаров люди самоорганизовывались и все делали сами. Способность создания горизонтальных связей мне кажется очень продуктивной.

ИА REGNUM: Сейчас ведь еще и какая-то удивительная гиперчувствительность к словам, которая произносятся в театре. Все эти истории, когда некие странные люди врываются во время спектакля на сцену или вламываются на выставку…

Да, у меня в Москве должна была состояться читка Максима Досько «Три текста в трех залах». Но после истории с Энтео, ее отменили.

ИА REGNUM: Но там же нет ничего ни рискованного, ни провокационного. Вообще.

Понимаете, людей ввели в такое состояние, что нет никаких прав, законов. Естественно, они боятся любого поступка. И культуре наступает конец. Включается самоцензура. (Дмитрий Цорионов «Этнео» задержан на 10 суток по статье «мелкое хулиганство», — прим. ИА REGNUM )

ИА REGNUM: Полагаете, у культуры не хватит запаса и способности самосохраняться?

Да нет, наверное, хватит. Я вообще верю в силу органических процессов. Если за асфальтом не ухаживать, сквозь него прорастает трава.

Не моя мысль, но тем не менее: наши чиновники не могут быть по-настоящему злыми, потому что у них нет последовательности. Я убежден, что увлеченно и систематически можно делать лишь то, во что веришь. Невозможно быть последовательно разрушительным.

ИА REGNUM: Ну, сейчас есть пример ИГИЛ. Они методично уничтожают памятники истории и культуры, убивают ученых. И, наверняка, понимают что делают.

Да, это хороший пример. Новая реальность, про которую пока не понимаю как с ней жить. Это, правда, небездарная история. И это пугает. Очевидно, там собрались неглупые люди и знают что творят. Какая-то такая реальность голливудского фильма.

Но, думаю, у наших чиновников нет такой последовательности. Рано или поздно все схлынет, и трава прорастет сквозь асфальт.

ИА REGNUM: У вас есть два спектакля («Элементарные частицы», «Топливо» — прим. ред.), где главные герои — ученые, физики. Так случайно сложилось или это программная история? И будет ли третий спектакль?

Думаю, будет и третий. И даже больше.

ИА REGNUM: Пенталогия?!

Вроде того. Сегодня наука — невероятно интересная реальность. Это люди, действительно меняющие мир, совершающие фантастические прорывы. Они пытаются создать что-то чего не было и это очень творческий процесс. И все это — предмет изучения. Для меня театр — сфера исследования. Я постоянно пытаюсь понять что-то про себя, про возможность нашей коммуникации сегодня, ощущения и взаимоотношения с сегодняшней реальностью. «Частицы» и «Топливо» — спектакли даже не про науку, а про человека и его бытие, поиск взаимодействия с миром и самим собой.

Люди, которые сделали Академгородок, создали утопию. Эта идеальная модель мира просуществовала 10 лет и в итоге была разрушена. А я хотел бы жить в идеальном мире. Мне интересны утопии. И наверное мне хочется верить в возможность какого-то идеального существования.

ИА REGNUM: Будет ли развитие тех проектов, в том числе и детского, когда ваш театр «внезапно появится» в следующий раз. Что в принципе будет дальше происходить? Это же первый опыт у вас.

С одной стороны, получив такой опыт дальше вроде бы проще и понятнее. С другой — сложнее. Как сказал Давид Ян (герой спектакля «Топливо» — прим. ред.): «Профессия программиста — это как прыжок со скалы, когда ты в свободном полете пытаешься изобрести самолет. И самое страшное, если у тебя получается паровоз». С театром все примерно то же самое: мы прыгнули со скалы, и по ходу пытаемся сконструировать самолет, чтобы полететь, а не врезаться в землю. Проблемы решаем по мере их поступления. Энергетически это очень затратная история. Как быть дальше надо смотреть. Может самим искать возможности, а может они найдут нас. Я об этом подспудно размышляю, но пока не готов серьезно рассуждать каким будет следующий проект. Сейчас главная задача — довести все до конца, провести гастроли, закончить и отрефлексировать. Объективно будет тайм-аут. А потом будем смотреть что и как и, прежде всего, разбираться с пространством. Предложения уже есть, а у меня даже нет времени дойти до них. Но закончив этот проект, немножко выдохнув и отоспавшись, наверняка захочется обсудить — каким хочется видеть следующий блок, каким он должен быть. Надо думать!

***

Справка ИА REGNUM:

Семён Александровский окончил режиссёрский факультет СПбГАТИ в 2007 году. Выпускник курса Льва Додина. Лауреат фестиваля «Новосибирский транзит» (2012) за спектакль «Ипотека и Вера, мать её» в номинации «Лучший режиссёр». Лауреат фестиваля «Текстура» (2012) за спектакль «Заполярная правда» в номинации «Лучший режиссёр». Лауреат фестиваля «Прорыв» (2012) за постановку «Shoot/Get Treasure/Repeat» в номинации «Лучший режиссёр». Участник фестивалей «Золотая маска. Маска+», «Золотая маска. Новая пьеса», «Территория», «NET», Фестиваль театров малых городов России. Номинант Высшей театральной премии России «Золотая маска» (2015) за работу режиссёра в спектакле «Присутствие».
Автор
Наталья Эфендиева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе