Обнаженный театр: Ионеско в обрамлении Хармса

Представьте себе опустошенную сцену. Руины декораций — море обрывков бумаги, деревянный каркас, пустая бутылка, осколки трёх гипсовых голов, разбитых о пол. В этот момент в театре есть всё, и нет ничего. Всё – это ничего. Ничего – это всё. Не правда ли? Нет, не правда.


В понедельник, 12 мая, на Камерной сцене Волковского театра в Ярославле состоялся предпремьерный прогон спектакля «Двое», поставленного молодым режиссёром Денисом Азаровым.  В основе постановки – пьеса Эжена Ионеско «Бред вдвоём» и стихотворения Даниила Хармса.
Перед началом спектакля шаткие декорации из бумаги и скотча, опережая действие, отклеиваются от деревянного каркаса, но их быстро возвращают на место при помощи стремянки и табурета. Бумажные декорации играют немаловажную роль – это и стены, и окна дома, где обитают герои, и обреченность на крах непрочного быта двух одиноких людей, давно отчаявшихся найти гармонию в замкнутом пространстве собственной квартиры.Он (Максим Подзин) и Она (Анна Ткачева) живут вместе вот уже семнадцать лет. Всё это время между ними не прекращается война. Играя словами, пробираясь сквозь дебри ложных суждений и вывернутых наизнанку силлогизмов, герои даже не пытаются понять друг друга. Слова заслоняют собой подлинную жизнь, и с той поры она лишается смысла – посвященная «вечному» спору, является ли улитка черепахой, а черепаха улиткой…
«Идеальную дисгармонию» их быта вскоре начинают нарушать внешние процессы. За окном идет Гражданская война. Взрывы, обломки гранат, выстрелы и солдаты. Впрочем, в жизни героев война носит довольно абстрактный характер. Они только хотят, чтобы их «оставили в покое», но теперь для этого приходится забаррикадировать дверь и заткнуть окно матрасом. Впрочем, не спасает и это.
Сцены домашнего быта то и дело прерываются картинами смерти – вот падает солдат, во время молитвы (стихотворения Хармса) сраженный выстрелом в затылок, а вот и его враг умирает от пули сестры милосердия, — чтобы «воскреснуть» спустя некоторое время в новом образе, где он снова убьёт – или будет убит. Жизнь в мире, лишенном порядка, становится «войной всех против всех». Стихотворения Хармса обрамляют абсурд главной сюжетной линии, умножая и утверждая его.По мере приближения к финалу обстановка накаляется. Почти все декорации превращаются в руины, слой за слоем обнажая сцену и вместе с тем — внутренний мир героев. Он и Она не покидают дома (это чревато многими опасностями – попасть под обстрел, простудиться или говорить с другими людьми). И всё же, несмотря на тщательную самоизоляцию, необъяснимые события извне рушат их и без того непрочный мир. Внизу бойня, вверху гильотина. За окнами тела без голов и головы без тел. Нарастает шум, голоса возрастают до криков, сорвана последняя декорация, за которой — окно театра с видом на площадь. Гаснет свет.

Герои ни к чему не пришли, выхода не оказалось ни там, ни здесь. Конфликт не исчерпан, просто абсурд одержал верх. Герой никогда не докажет своей женщине, что черепаха – это не улитка, так же как и она не докажет ему обратное. В мире без логики и смысла любой силлогизм обречён на провал. Ведь сколько ни размышляй над особенностями класса брюхоногих моллюсков, сколько не выстраивай умозаключений, всё, как пишет Хармс, «либо то, либо не то». Сколько ни молись, граната всё равно взорвётся, выстрел прозвучит, человек есть и будет одинок.
Imenno.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе