Олег ЛОЕВСКИЙ: «Стресс раскрепощает»

В Рыбинском театре молодые столичные режиссеры всего за три дня поставили с местными актерами четыре спектакля

Эксперимент называется «Новая драматургия «с листа». Кому и зачем это нужно – ставить спектакль в рекордно короткие сроки, рассказал художественный руководитель проекта, театральный критик, член экспертного совета национальной премии «Золотая маска» Олег Лоевский.

– Олег Семенович, вы – основатель всероссийского фестиваля провинциальных спектаклей «Реальный театр», он уже в восьмой раз прошел в Екатеринбурге. Как с этим мероприятием связан театральный эксперимент в Рыбинске?

– Идея проводить фестиваль, где бы игрались лучшие провинциальные спектакли, возникла у меня еще в 90-м году. Но сегодня одного его оказалось недостаточно. В постперестроечные годы связи с провинцией разорвались и до сих пор с трудом восстанавливаются. Уже появилось несколько поколений российских молодых режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга, которые совершенно не знают провинции.

Теперь же при поддержке Министерства культуры и Государственного театра наций мы будем приезжать в малые города России с семинарами, привозить педагогов по речи и сценодвижению. Идея в том, чтобы все провинциальные города имели равный доступ к культуре, ведь театр в провинции, я убежден, – градообразующее предприятие.

Частью этого проекта и стал эксперимент «Новая драматургия «с листа». На рыбинской сцене четыре молодых столичных режиссера с местными артистами ставят четыре спектакля-эскиза. Исключительно по пьесам современных драматургов.

– Вы сказали «спектакли-эскизы». То есть это не полноценные спектакли?

– Вовсе нет, это полновесные работы, с музыкой, декорациями, хотя на репетиции у нас дано всего три дня, в то время как обычный спектакль создают минимум полтора-два месяца. Все дело в особой методике. Она очень распространена за рубежом и в английском языке носит название Work in Progress – работа в прогрессе. Хотя, если уж быть точным, подобный способ сплошь и рядом эксплуатировался в дореволюционных провинциальных театрах – там тоже спектакль готовился за три дня, а потом отыгрывался под суфлера. У нас же актеры будут держать в руках текст – выучить наизусть такой объем, конечно же, нереально да и не нужно.

– А в чем смыл этой методики, куда спешить? И не возникает ли опасность, что за три дня подготовки получится халтура – актерская или режиссерская?

– Халтура – это человек, а не метод, все упирается в личность. Тем более у нас не фабрика по производству шедевров, а лаборатория, как я это называю. Основное содержание нашей методики – это стресс. За такое короткое время актер не успевает воспользоваться любимыми, наработанными годами штампами, ему некогда стараться, пыжиться, и тем самым он освобождается, раскрепощается. Это уже совершенно другое существование на сцене, другой энергетический обмен со зрителями.

– Почему выбор пал на современную драматургию? К ней неоднозначное отношение, да и неизвестно, воспримут современные постановки по большей части консервативные провинциальные зрители.

– Достойная современная драматургия существует, кто бы что ни говорил. Мы выбрали четыре незатасканных текста: «Наташина мечта» Ярославы Пуликович, «Фронтовичка» Анны Батуриной, «Остров Рикоту» Натальи Мошиной и пьесу по рассказу лауреата Нобелевской премии Исаака Зингера «В тени виноградника».

Провинциальные же театры не имеют о новых авторах никакого представления. Консерватизм их просто отупляет. А какие зрители ходят туда? Это же настоящая беда! Я выделяю три основные категории: девушки до брака, девушки после первого развода и пожилые дамы после смерти мужа.

Нам бы подавай комедии – посмеяться и мелодраму – ведь жалея кого-то, человек жалеет прежде всего себя. Такой театр превращается в вялотекущий бронхит – дела в нем все хуже и хуже. Я же хочу привлечь в театр как можно больше молодых. А чего они хотят? Хотят понимать, что происходит с ними, через других – тех, кто на сцене. Поэтому сегодня нам нужна именно молодая драматургия.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе