От разлук и сомнений – к встречам и надеждам

Старый дом кирпичной кладки с высокими потолками.

В центре большого города. Каждый этаж — несколько квартир. Прежде такие дома называли доходными. А многокомнатные квартиры в советские годы — коммунальными. Таких домов много и сейчас. В одном этаже соседствуют личные апартаменты, съёмное жилье, салон мод, контора. В каждой квартире — свой сюжет: встречи, оборачивающиеся расставаниями, или расставания, ведущие к новым встречам, а те обещают надежду на счастье. Словом, это история о превратностях сердечных чувств.


«ПУТИ ОТ ВСТРЕЧИ К РАССТАВАНИЯМ» — так и назвала свой спектакль режиссер и актриса Татьяна ЯСТРЕБОВА. Это — недавняя премьера в новом молодом независимом театре МКаТ. Его организовал и стал худруком режиссер, актер и театральный педагог Артем СЕРОВ. В актерском составе — уже имеющие немалый экранный и сценический опыт артисты. Девиз МКаТ – известное высказывание Евг. Вахтангова: «Спектакль – это праздник. Нет праздника – нет спектакля». А возник МКаТ в день рождения Давида Самойлова. В репертуаре – моноспектакль худрука театра по стихам замечательного поэта. Есть поэтические спектакли по стихам Б. Пастернака и М. Цветаевой. В афише также постановки по классике и по современным произведениям, для взрослых и для детей (в том числе и спектакли Артема Серова). И вот теперь прибавилась еще одна.

Режиссер-постановщик Татьяна Ястребова — актриса театра и кино, театральный педагог. «В творческом багаже» – несколько десятков ролей в фильмах и ТВ-сериалах, главные роли в спектаклях стационарных театров, независимых коллективов и антреприз, преподавание в Ярославском театральном институте (там преподает и Артем Серов), гастроли в городах России, фестиваль – «Пять вечеров на Кипре» (дважды) и «КОЛЯДА-фест» (Екатеринбург).

Ястребова сложила сценическую композицию из нескольких самостоятельных историй: сцены из пьес советских классиков — «Зойкиной квартиры» М. Булгакова, «Самоубийцы» Н. Эрдмана, «Яма» А. Куприна, «Тани» и «Моего бедного Марата» А. Арбузова, «Пяти вечеров» и «С любимыми не расставайтесь» А. Володина. Все месте они складываются в рассказ о любви. Каждый эпизод – о сложностях отношений между мужчиной и женщиной. События – ссоры, конфликты, споры и примирения, расставания и встречи – в каждой квартире происходят почти одновременно. Или вскоре вслед одно за другим, сплетенные движением времени (и замыслом постановщика) в общую вязь сюжета.

Но сперва – «реплика в сторону». Театральный процесс – сложное, противоречивое сосуществование-соперничество разных форм организации сценического искусства. Государственные, региональные (областные) и муниципальные театр. Театры при клубах и общественных организациях. Антрепризы. Продюсерские центры. Частные театры и независимые группы. Источники финансирования, обеспечения оборудованием, помещениями – у всех разные. Понятно, что в самом сложном положении – независимые сценические коллективы. И, однако, раз за разом молодые, но уже вполне опытные режиссеры, актеры, сценографы, хореографы, композиторы собираются в сплоченные группы, заявляют себя как театр (этот статус закрепляя юридически) — и отправляются в свободный полет. Свой путь в незнаемые небеса – и свой взгляд оттуда на себя, на других, на окружающий мир… и на тот мир, который невидим, но воображен внутренним миром души и творческой фантазией. С этими молодыми независимыми театрами нередко сотрудничают маститые мастера. Спектр творческих манер – широчайший: от авангарда, новаторства, формализма, предельной условности – до классических принципов театра утонченного психологического реализма.

Но вернемся в театр МКаТ, на спектакль Татьяны Ястребовой «Пути от встречи к расставаниям». Перед нами – театр предельного лаконизма. Не от «бедности». Лаконизм и условность здесь – режиссерско-постановочный принцип. Предельно лаконична сценография. Два десятка больших и малых старых чемоданов: ведь вся жизнь – движение; приезды, отъезды. И внутренний мир героев – в постоянном движении, в переменах чувств. Эпизоды спектакля, как куплеты, соединены «рефренами»: перестановками чемоданов – своеобразными темпераментными танцевально пластическими этюдами (хореограф-постановщик – Илона Зинурова). Переходя из одного сюжета в другой, из облика одного персонажа – в новый, актеры меняют «сценографическую композицицию» — расстановку чемоданов. И вот вам новое место действия: деловой кабинет, спальня, дом тайных свиданий, салон модного платья для светских дам. Ансамбль актеров – нечто вроде античного хора: все вместе они все время на сцене, присутствуя в каждом сюжете, эмоционально участвуя в нем, сопереживая его персонажам. По ходу событий, поочередно выделяясь из этого «хора», те или иные актеры принимают на себя облик героев очередной истории. Условный, небытовой рисунок существования органично соединен с тонкими глубинными психологическими нюансами актерской игры.

Еще «реплика в сторону». При всем нынешнем обилии современных российских (и переводных) пьес — самых разных по тематике, направленности, сюжетике, стилистике, языку сюжетаосложения… в технологии «вербатим»… в манере актуальной драмы, доку-драмы, нью-драмы и т. п., молодые новые коллективы все чаще обращаются не к «модным» авторским именам. А к произведениям российских классиков и классиков советской драматургии. В этих произведениях — точное знание и глубинное понимание «законов социума», парадоксальных, порой абсурдных отношений между людьми и противоречивых движений человеческого сердца и души. Вот и в спектакле «Пути от встречи к расставаниям» Татьяна Ястребова и ее актеры в сюжетах М. Булгакова, Н. Эрдмана, А. Куприна, А. Арбузова, А. Володина не стремятся воспроизвести буквально реалии и эпохи. Важна типичность ситуации, предложенной драматургом. Типичность характеров и отношений. Все то, что позволяет рассказать о житейских перипетиях, сердечных томлениях и душевных переживаниях молодых людей нашего времени. Вот вам, кстати, реальное, яркое, очень личностное воплощение связи, общности времен и преемственности-переосмысления творчества предшественников в творчестве молодых наших современников – в художественном образном повествовании о жизни и судьбах.

Итак, запев действа: актеры выходят к зрителям, всматриваются в них и в пространство игры. Рождается замысел: рассказать нечто свое, но близкое и важное всем – о нашем бытии, о возвышенном и низменном, о недоразумениях и поиске взаимопонимания.

«Зойкина квартира» — зачин всего дальнейшего. Владелица большой квартиры, Зоя Денисовна (Анна Погорелова) достает разрешение на открытие здесь салона мод для новоявленных состоятельных дам. Но эта «бумага» — как индульгенция на все, что угодно, на все дальнейшие встречи-расставания и новые союзы. Но является управдом Алилуйя  (Данила Повираев), по сути глава правления компании владельцев квартир (по тогдашнему — домкома). У него и у правления свои виды – и на Зойкину квартиру. Начинает спор – деловой по смыслу, но по сути –любовное столкновение двух сильных натур. Когда-то Зойка и Алилуйся были уже знакомы. Но она тогда имела вес в обществе, а он был никто. Теперь роли переменились. А взаимное влечение – и при этом отталкивание – сохранились. Зойка использует это влечение, как инструмент. Она играет, как умелый музыкант на инструменте, на чувствах влюбленного мужчины. И в итоге одерживает верх…

«Самоубийца». Некто Подсекальников  (Игорь Днепров) объявляет, что готов покончить жизнь самоубийством – по несогласию с окружающей жизнью. Приходит одна из его знакомых – Клеопатра Максимовна (Екатерина Пугач). Она хочет, чтобы мотив был изменен; причина самоубийца – чувство к ней. Но самоубийца уже пообещал это другой знакомой. Но, добиваясь своего, Клеопатра, «влюбляет» в себя Подсекальникова, попутно стараясь опорочить соперницу. «Возвышенная» любовная встреча – которая должна обернуться уходом Подсекальникова «в никуда», но торжеством над соперницей и сомнительной славой Клеопатры.

«Яма». И здесь «интрига» сюжета – уход из жизни. Молодая проститутка Женька (Клара Хидырова) говорит Тамаре, подруге и «коллеге» постарше (Татьяна Шипилова), о том, что больше не может так жить. И хотя речь вроде бы о необходимости идти в больницу, но Тамара понимает – речь об уходе из жизни. Девушки то устраивают дикие пляски, вовлекая в них всех, кто оказался поблизости. То рассказывают друг другу о своей жизни, о разочаровании в любви, о том, что любовь не спасает от горя. А Тамара добавляет, что лучше быть совсем одной, чем зависеть от кого-то в чувствах. Женька, заворачиваясь в длинное полотно кисеи, словно уходит в никуда. А другие проститутки, как бы став древними богинями судьбы – парками, провожают Женьку…


Этим символистско-трагическим сюжетом завершается первое действие. О встречах, которые так же разрушительны, как расставания с этим миром. Женька «уходит» под стихотворение И. Бродского «Как бы я хотел, дорогая…» Его читает один из участников «хора» — Георгий Джелия. Читает как мечту о надежде. Это стихотворение – о жажде преодолеть разлуки, о желании вновь воссоединиться – становится связующим переходом ко второму акту и запевом для него. Второе действие – о встречах, которые приносят надежду.


«Таня». То ли кабинет, то ли жилье Игнатова (Георгий Джелия), одного из руководителей крупного предприятия. Приходит врач Таня (Евгения Щербакова; она же играла азартную Манюшку в эпизоде из «Зойкиной квартиры). Между ними сердечная симпатия. Таня рассказывает о том, что ошиблась, не спасла больную.  Игнатов старается успокоить Таню. А ту вызывают на дальний участок – хотя мороз, пурга, транспорт не ходит. Таня решает не ехать. И видит, что это ее решение не понравилось Игнатову. «Деловой» разговор оборачивается взаимным объяснением в любви. Таня говорит о прежнем муже. И что все еще любит его. Таня и Игнатов пьют чай, заботливо угощая друг друга. Получается – чаевничают на «на дорожку»: Таня принимает решение идти на дальний участок на лыжах. И молчаливая реакция Игнатова на слова Тани о муже, на ее решение — открывают ей его характер и его чувство к ней. И ее симпатия перерастает в обещание любви. Таня уходит, но это то расставание, из которого возникает та самая встреча с надеждой.

«Мой бедный Марат». Квартира Лики (Клара Хидырова) и Леонидика (Иван Григорьев). Последний час перед новым годом. Они украшают квартиру и ёлку гирляндами. Но Леонидик превращает встречу нового года в их расставание с Ликой. Когда-то так сложилось, что Леонидик и Лика поженились – вопреки взаимному чувству Лики и их друга Марата. Лика хотела поддержать Леонидика в его потерях и несчастьях, в его планах. Леонидик за годы семейной жизни «встал на ноги», почувствовал в себя способность и желание жить самостоятельно. Он уходит – устраивая новую встречу Лики с Маратом: как бы «сдает с рук на руки», уверенный, что чувство Лики и Марата не остыло. Лика в смятении: не знает, как к этому относиться… но, быть может, это будет встреча со счастьем.

«Пять вечеров». Квартира Тамары, мастера участка на ткацкой фабрике (Татьяна Шипилова). Вдруг «на постой» (а в квартире живет и Тамарин племянник), дня на три-четыре, попросился мужчина – Тамара узнает в нем давнюю свою любовь, Ильина (Игорь Днепров). Он пропал на долгие тринадцать лет. А появился здесь именно потому, что решил узнать: живет ли тут по-прежнему Тамара, помнит ли его… а вдруг? Встреча началась с неприятия, со скрытого конфликта, почти с упреков. Но постепенно Тамара «оттаивает». Прежнее чувство просыпается в ней. Быть может, и эта встреча, случайная, негаданная, после столь долгой разлуки, не обернется новым расставанием? Решение за Тамарой.



«С любимыми не расставайтесь». Еще одна квартира – Кати (Жанна Дроздецкая) и Мити (Данила Повираев). Они решили развестись: потому что Митя не может преодолеть ревности и обиды — однажды Катя, его жена, не ночевала дома, оставшись на ночную вечеринку у подруг и их друзей. Митя доходит почти до грубостей. Катя жестко ни в чем не уступает. Ее оправдания больше похожи на обвинения мужа в его ревности «собственника». Но его грубость и ее непримиримость – неумелое выражение такой любви, которая не терпит разлук и расставаний. В общение Кати и Мити вклинивается женщина, пришедшая по объявлению о размене квартиры (Анна Погорелова). Ее суетные житейские, очень обытовленные и приземленные рассуждения меняют намерения Кати и Мити. Настаивая на расставании, они бросаются в объятия друг друга.

Понятно, что такой спектакль – единая история из самостоятельных сюжетов (как «роман» в письмах» или «повесть в рассказах») и этот «бенефисный принцип» перемены исполнителями обликов персонажей – ставит перед артистами сложные задачи. Но молодые актеры, участники спектакля, вполне успешно справились с этими задачами. Им «помогает» музыкальное сопровождение, в котором звучат «Счастье мое» Г. Виноградова, танго «Брызги шампанского», мелодии из фильмов «Чикаго» и «12 стульев», «Тайна» Леонида Утесова, «А зима будет большая» (поет Варвара Визбор), «Миленький ты мой» в исполнении Валентины Толкуновой, «Каждый перед Богом наг» Романа Конограя. Аранжирует настроение каждого сюжета и выстраивает эмоциональный лейстмотив спектакля световая партитура (световое и музыкальное оформление – Никита Гальцов).

Автор
Валерий Москвитин, театральный и литературный критик. Фото из архива МКаТ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе