Пасьянс сошёлся

Итоговый рейтинг десятки лучших спетаклей Чеховского фестиваля – 2010: игра стоила свеч

Логично, что на юбилейную дату Чехова, дату большую да круглую, фестиваль его имени не мог не отозваться. Задачу организаторы взвалили на себя нелёгкую: заказали целой компании крупных режиссёров, отечественных и западных, спектакли по чеховским текстам. Любым. Пойдут ли в ход пьесы, проза или вовсе парад ассоциаций — неважно.

Подбор режиссёров получился превосходным. Тут Франк Касторф и Дмитрий Крымов, хореографы Жозеф Надж и Начо Дуато.

Однако спектакли на выходе оказались очень разными по качеству. Спорными. Одно точно: каждый режиссёр действовал в своей стилистике, и поэтому за трактовками, в том числе и не слишком удачными, любопытно было наблюдать.

Оправдались ли замыслы руководства Чеховфеста? Во многом да. Ибо достойные спектакли были. Интересные не только в фестивально-юбилейной череде, а и сами по себе.

Хотя попадались и сыроватые работы, и такие, где не впечатлял изначальный замысел, или, наоборот, замысел был ясен и понятен, а вот результат оказывался странным.

Ниже — десятка лучших постановок (в порядке убывания), сделанных в копродукции с Чеховфестом и показанных за эти летние месяцы.

Первое место
«Бесконечный сад». Хореограф Начо Дуато. Национальный театр танца (Испания) и МТФ им. Чехова
В Чеховфесте участвовало довольно много хореографов. И, что примечательно, именно пластические спектакли оказались самыми интересными.

Парадокс: драматург, чьи сочинения анализируют в стотысячный раз именно через слова, превосходно трактуется без слов. Почти без слов. В спектакле Начо Дуато немного текста есть.

Телеведущий Лев Николаев читает по-русски отдельные короткие фразы: словосочетания из «Записных книжек», заголовки, слова романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

И этот усталый, тёплый, с легкой хрипотцой голос погружает в авторскую атмосферу, даёт ощущение мечущегося, переполненного образами сознания писателя Чехова.

Начо Дуато создает невероятно насыщенный мир, где при желании можно узнать чеховские образы, но куда интереснее наблюдать за танцевальной драматургией, великолепием языка и танцовщиками. И вычленять не только заложенную в спектакль судьбу Чехова, но и судьбу самого хореографа.

Второе место
«Шерри-бренди». Хореограф Жозеф Надж. Орлеанский хореографический центр, Театр де ля Виль (Франция) и МТФ им. Чехова
По отношению к тексту Жозеф Надж использует тот же принцип, что и Начо Дуато: закадровый голос читает немногие слова, определяя смысловой вектор.

В «Шерри-бренди» используются два стихотворения Мандельштама: «Век-волкодав» в начале и «Я скажу тебе с последней прямотой…» в финале. Таким образом, спектакль начинается с давящей темноты, а завершается лёгкой иронией.

Основная тема «Шерри-бренди», заявленная самим Наджем, — мучительное бытие художника, его конфликт с миром и с самим собой. Хореограф выбрал в качестве первоисточника чеховскую «Лебединую песню» и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.

Однако моментами в спектакле проскальзывают и образы из пьес Чехова. То девушка в чёрном отчаянно пытается взлететь, как Чайка — Нина Заречная, то пары кружатся под духовой оркестр, как в сцене бала «Вишнёвого сада».

Надж изламывает тела танцовщиков, создавая мучительную, горестно-болезненную атмосферу мира, где царствуют тоска и боль. И где можно искать спасение исключительно в себе — если удастся выжить.

Третье место
«Тарарабумбия. Шествие». Режиссёр Дмитрий Крымов. Театр «Школа драматического искусства» (Россия) и МТФ им. Чехова
Дмитрий Крымов сумел исчерпывающе выразить ситуацию вокруг юбилея Чехова. Он собрал воедино и множество трактовок, измучивших автора и зрителя, и отношение к фигуре Чехова, и откровенный фарс юбилейных торжеств.

В течение полутора часов по длинному подиуму идут чеховские герои. Тригорины с удочками, Треплевы с забинтованными головами, сёстры Прозоровы с куклой-братом. Летят чайки, танцуют гости, разъезжает «многоуважаемый шкап». Идут «поздравляющие» с красными папками.

Спектакль плотный, нагруженный и при этом ювелирно выделанный и цельный. Самое оригинальное высказывание по Чехову, позволяющее оставаться в рамках драматического театра и расширяющее их.

Четвёртое место
«В Москву! В Москву!». Режиссёр Франк Касторф. Театр Фольксбюне на площади Розы Люксембург (Германия), Венский фестиваль (Австрия), МТФ им. Чехова и Немецкий культурный центр имени Гёте (Россия)
Спектакль Франка Касторфа открывал фестиваль. И сразу разделил публику на два лагеря.

Никогда не ставивший Чехова немец-провокатор, что называется, «оторвался по полной программе». Он сочинил жёсткий, насмешливый фарс, с одной стороны, беспардонный по отношению к первоисточнику, с другой — парадоксальным образом раскрывающий его.

Смешав пьесу «Три сестры» и рассказ «Мужики», Касторф по сути соединил два взаимоисключающих мира: возвышенно-водевильный и отчаянно-грязный.

В первом рассуждают, во втором осуществляют. В первом рвутся в Москву, во втором попадают в неё — и возвращаются обратно. Взаимопроникновение подчёркивает и кочевье некоторых актёров из образа в образ.

В спектакле Касторфа не всё ладно: он расшатанный и излишне истеричный, там много отсебятины и перебор с внешними эффектами. Однако ощущение он всё равно оставляет сильное. Задевает. Заставляет возвращаться к нему.

Пятое место
«Безымянный яд — Чёрный монах». Хореограф Дзе Канамори. Компания «Ноизм» (Ниигата, Япония) и МТФ им. Чехова
Дзе Канамори соединил две истории о безумии, «Палату номер шесть» и «Чёрного монаха». Герой на сцене один — сочинитель с ноутбуком, создающий образы. Ему приходится метаться между двумя полюсами — светлым, влюблённой женщиной, и тёмным, фигурой без лица, одетой в чёрное.

Эти двое ведут нешуточную борьбу за героя — для того чтобы заключить союз над его бездыханным телом. Остальные персонажи спектакля — не люди даже, а причудливые фантазии, пригрезившиеся главному герою.

Сгущённая атмосфера, пружинистая, отточенная пластика, яркие, эффектные костюмы и общая завораживающая таинственная восточная красота делают работу Канамори самым необычным зрелищем на фестивале.

Шестое место
«Чехов-Gala». Режиссёр Алексей Бородин. Российский молодёжный театр и МТФ им. Чехова
Чеховские одноактовки режиссёры сводят в один спектакль довольно часто. Но Алексей Бородин не просто соединил их, но расщепил текст и перемешал его. Пьесы начинаются одна за другой и развиваются параллельно.

Этот приём сбивает программу восприятия, придаёт свежести привычным словам. В итоге выстраивается новая, вполне логичная история. История любви. От начала, страстного или неловко-романтичного, к логическому продолжению — свадьбе, а потом к взаимному раздражению, усталости, ненависти.

Как всегда у Бородина, спектакль лёгкий, динамичный, элегантный, с отличными актёрскими работами.

Седьмое место
«Братья Ч». Режиссёр Александр Галибин. Московский драматический театр им. Станиславского
Единственный спектакль в списке, где Чехов собственной персоной присутствует на сцене. Не в качестве проекции, портрета, образа. А как живой человек. Любящий, дышащий, страдающий.

Драматург Елена Гремина и режиссер Александр Галибин воссоздали на сцене один день в усадьбе Чеховых, день, вызванный силой мысли писателя.

Длинный день, во время которого сам Антон (его отлично, ершисто и иронично играет Станислав Рядинский), два его брата, отец, несостоявшаяся невеста и бывшая возлюбленная выясняют свои непростые отношения и переживают каждый свою драму.

Красивый, акварельно-тёплый, умный спектакль дает ощущение узнавания — того Чехова, какого ещё никто не видел.

Восьмое место
«Три сестры». Режиссёр Важди Муавад. Театр «Трезубец» (Квебек, Канада) и МТФ им. Чехова
Дом Прозоровых — в состоянии затяжного ремонта. Неуютно, пыльно, неприглядно. Сёстры (оказавшиеся лет на двадцать старше, чем у автора) управляются с инструментами, стены всё время кто-то перекрашивает — под атмосферу очередного действия. Однако есть вещи, починке не поддающиеся, — как этот дом.

Неспроста в финале сёстры берут по молотку и выламываются из серых душных стен. Оставляя свет. Сумрачный шумный спектакль, где нет ни одного приятного персонажа, — о том, что жить можно и должно в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Достаточно только самому что-нибудь сделать.

Девятое место
«Донка». Автор и постановщик Даниэле Финци Паска. Театро Сунил (Лугано, Швейцария), МТФ им. Чехова при участии Театра «Види-Лозанн» и Инлевитас Продакшнс (Швейцария)
Название спектакля родилось из поездки в Таганрог, по чеховским местам, — именно там Финци Паска увидел донку, короткую удочку с колокольчиком. «Донка» — это стык клоунады, цирка с театром. Ассоциации.

Вереница образов, иногда смешных, иногда захватывающих. Три девчонки в белых платьях высоко на качелях. Жонглёр, эквилибристы, акробаты. Тени, лёд, трюки. Анатомический театр. Музыка, самая разная.

Хаос, из которого временами рождается лирическая интонация. А порой и не рождается. Слишком уж всего много.

Десятое место
«Платонов». Режиссер Херардо Вера. Национальный драматический центр Мадрида (Испания) и МТФ им. Чехова
Едва ли не самый традиционный спектакль фестиваля. В красивом минималистичном пространстве разыгрывается вполне классическая мелодрама (каковой, собственно, и является пьеса семнадцатилетнего на тот момент Чехова) о мужчине и четырех влюблённых в него женщинах. Актёры — а труппу Херардо Вера собрал очень хорошую, особенно женскую половину — работают темпераментно, захватывая внимание, но это поначалу.

Ко второй части спектакля они словно выдыхаются, начинают вянуть и тосковать. А финал так и вовсе выглядит провальным — вместо эффектной развязки, восклицательного знака оказывается робкое многоточие.

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе