По костям классиков

Питерский режиссер Игорь Селин, известный своей скандальной постановкой грибоедовского «Горя от ума» на Волковской сцене, продолжает топтаться по костям классиков. «Пушкин Forever» - так называется новое детище, которое состряпал в режиме конвейера - за месяц! - ученик Виктюка на подмостках ТЮЗа. Речь идет о «Песнях западных славян» - пушкинском переложении «Гуслей» Проспера Мериме. Правда, вместо Пушкина легко можно подставить «Леннон» или «Джексон». Ибо Селину все равно, главное, что современно. Он, как сам признался, не пылает особой любовью к поэту.
Действо длится полтора часа и, что самое страшное, без антракта.


Из декораций только огромный белый шар, на котором возникают то рисунки Пушкина, то его стихи.
И ладно бы показывали тонкий профиль Натальи Гончаровой. Но кадры черно-белой хроники, на которых мелькают шикарные авто и размалеванные дамочки нетяжелого поведения, явно не имеют к эпохе Пушкина никакого отношения. Равно как и популярная в воровской среде песенка про одну возлюбленную даму, которая гуляла до утра. В спектакле заняты 24 актера, 5 музыкантов. Дебютировал целый курс Юрия Клиппа - 8 человек.
Здесь нет ни главных, ни второстепенных ролей. Основное действующее лицо - народ. Одетые кто во что: кто в пальтишко, кто во фрак и цилиндр, с могильно-бледными лицами люди остервенело молотят в старые чемоданы барабанными палочками, орут «хей-хей!» и бьются, как в припадке, периодически пропадая в дыму, от которого зритель заходится в кашле. Иногда это напоминает кислотный расколбас, иногда - гулянье в придорожном кабаке. Из странной процессии выделяется хромой старик, танцующий камаринскую на одной ноге и размахивающий сучковатой палкой. В нем можно легко признать заслуженного артиста России Юрия Иванова.
- Славяне - кочевое племя, - объясняет Селин, - а что бесятся - так это обряды у них такие. К вере призывают.
Помимо танцев на публику вываливают, причем абсолютно бессвязно, порцию лирики - от хрестоматийного «Я вас любил» и «Буря мглою небо кроет» до отрывков из «Евгения Онегина» и «Медного всадника». Из толпы выделяется персонаж и начинает громко, с выражением читать.
Иногда забывают слова, и та часть зрителей, которая еще не спит, начинает смеяться.
Спектакль? Громкос казано. Скорее уж литера­турно-музыкальная композиция по стихам Пушкина. Такие часто показывают детишки к юбилею поэта. И, к слову, делают это живее, интереснее и без всякого пафоса и гламура. Но ведь ТЮЗ - маститый театр, а не драмкружок. И это более чем печально. В музыке, которую написал композитор питерского Большого театра Николай Морозов, та же неразбериха. Русский и украинский фольклор вперемешку с блюзами Тома Уэйтса. В финале артисты изображают бурлаков и горланят «Вниз по матушке по Волге». Это Селин втиснул в спектакль ярославские мотивы. Неужто для того, чтобы отработать губернаторский грант, о котором кричит направо и налево, скромно умалчивая о его размерах?
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе