По поводу кислых щей

Год Театра.
Неиссякаемый поток радостных новостей: то в Мытищах погром учиняют, то теннисиста назначают директором Театра кукол, то в другой столице другого кукольного директора отправляют за решётку (освобождают место для ещё одного теннисиста?), то Смоленский театр решают «перепрофилировать» в филиал Мариинского (смоленскому губернатору по фамилии Островский, похоже, не доложили, что драматический и музыкальный театр – разные епархии).

А вот и вишенка на торте: с барского плеча одарили собственным театром вечного юношу К.Богомолова. Можно, конечно, посмеяться, что я и позволил себе на ФБ: 
«Загадка: СОБлазнил СОБчак и СОБянина – кто такой?
Подсказка: Худрук в поход СОБрался... 
Примечание к подсказке: Худрук на Малой Бронной (сокр.) – МАЛьБРук...»

Дальнейшая судьба фольклорного героя известна (дай ему Бог долгой жизни, я о событии, так сказать, предыдущем). А если серьёзно? 

Начнём с того, что поздравим граждан чиновников соврамши. Официальная версия: «Как вы знаете, Сергей Анатольевич Голомазов не так давно принял на себя тяжелую миссию, связанную с художественным руководством театра в Риге», – заявил глава департамента культуры Москвы А.Кибовский (конец мая, цитирую по http://oteatre.info/bronnuu-vozglavil/). Не так давно? Что ж, ещё цитата: «В свой новый, 136-й сезон, Рижский русский театр им. М.Чехова вступает с новым художественным руководителем. Впрочем, наша публика его хорошо знает – это Сергей Голомазов» (12.09.2018, https://rus.lsm.lv/statja/kultura/kultura/sergey-golomazov-vstupil-v-dolzhnost-hudruka-rizhskogo-rus.... Конечно, 8 с половиной месяцев – не срок, кто бы спорил.

Впрочем, не хочу катить бочку на Кибовского – маловероятно, что его мнением по поводу кадровых пертурбаций кто-то интересуется. Другое дело – объявлять о столь радикальном решении положено тому, кого не жалко, что и произошло.

Теперь о Богомолове. Противники назначения инкриминируют ему пристрастие к голому театру, болезненное внимание ко всему, связанному с сексом, а также дурную привычку превращать классические тексты в сырьё для подростковых фантазий. Первое обвинение, насколько могу судить, действительности не соответствует – на фоне ряда собратьев по тусовке Богомолов выглядит едва ли не пуританином. Что же до сексуальной озабоченности и изучения текстов по принципу «читал, но не угадал ни одной буквы» – когда б вы знали, из какого сора... Проблема, на мой взгляд, в другом: всё было бы спорно, но терпимо, если бы из богомоловского сора росли хоть какие-то спектакли. Увы...

Нет, отдадим должное нашему мальчику: опять-таки в отличие от некоторых своих «коллег» он имеет представление о театральной режиссуре и даже, по слухам, на заре туманной сценической юности ставил не самые скверные действа; «остатки былой роскоши» порой проскальзывали в его более поздних работах. Вот только он давно уже ставит не спектакли, а перформансы: экс-режиссёр демонстрирует публике исключительно самого себя (а кто не спрятался, подвернулся под шаловливую ручку – Достоевский там или Уайльд, один хрен – в общем, кто не спрятался, перформансист не виноват). Мало того, зачем ему напрягаться, если пипл и так схавает? и пошла откровенная халтура с повторением наработанных приёмчиков. Возможно, в перформансе так и положено; как бы то ни было, от оценки «художественных достоинств» воздержусь (у данного вида деятельности есть свои «таланты», поклонники и даже «аналитики»), но с какого перепоя под их капища отдаются репертуарные театры?

Скажете, насчёт перформансов – моё личное мнение, а другие, напротив, считают, что это и есть современный театр? Даже спорить не стану: если Волга впадает в Саргассово море, а у треугольника восемь углов – тогда, несомненно, главным действующим лицом в спектакле является не персонаж, а постановщик, и все прочие автоматом превращаются в кордебалет. 

Есть и другой вопрос, тоже интересный: если то, что делает Богомолов, имеет отношение к театру, то какой это театр? репертуарный?

Между прочим, было у Богомолова выступление в пользу репертуарного театра: «у нас критика ничего не понимает в технологии актерского существования. Ни-хре-на! Именно поэтому критик, видя сырой спектакль, не способен предугадать его развитие. Потом через год придет, изумится – если придет. То есть вы приходите на премьеру, видите, что картошка кипит в воде, выхватываете ее и говорите: «Старик, что-то она у тебя не готова». Вы что, не видите, что она еще варится?!» (http://www.colta.ru/articles/theatre/14699). Но вот ведь беда: богомоловские шедевры для репертуарного театра не предназначены.

По логике вещей, в репертуарном театре успешным является тот спектакль, который идёт регулярно и надолго задерживается на афише. Так вот, в МХТ Чехова Богомолов поставил (если верить Википедии) 9 спектаклей; про самый первый («Событие») не слышал ничего (в текущем репертуаре его нет); «Дракон» (2017 год постановки) тоже улетел; никаких вопросов по «Юбилею ювелира», понятно, быть не может; стало быть, берём оставшиеся 6. Напомню, практически по каждому из них «продвинутая критика» заходилась в экстазе, а что же сейчас? Один спектакль идёт на Малой сцене – «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025», 2016 год постановки; его до окончания нынешнего сезона (с 1 июня по 7 июля) покажут дважды; правда, столько же раз пройдут «Дорогое сокровище» Д.Дьяченко (2014 год постановки) и «Дом» С.Пускепалиса (2011), не вызвавшие особого критического шума, но результат, в общем, неплохой. А теперь взглянем на афишу Основной сцены: из 5 спектаклей «успешного режиссёра-новатора» зрители до конца сезона смогут увидеть только «Три сестры» (май 2018 года) – их покажут 1 раз. Остальные 4 остались в запасе, причём дату последнего показа «Мушкетёров» (которые «Сага. Часть первая», 2015 год выпуска) на сайте МХТ (https://mxat.ru/performance/main-stage/) обнаружить не удалось; «Мужья и жёны» (2017 год) последний раз прошли 23 апреля, «Идеальный муж. Комедия» (2013 год) – 4 мая и только «Карамазовы» (тоже 2013 год) – сравнительно недавно, 21 мая. Для сравнения: «№ 13D» В.Машкова и «Контрабас» Г.Черепанова (оба выпущены в 2014-м) до каникул покажут по 3 раза. Да, конечно, о качестве спектаклей эта статистика не говорит ничего, а вот об их репертуарности (скажем так) – ну, есть немного. Тем более, если учесть уровень раскрутки нашего МАЛьБРука...

Москва, как известно, город контрастов, так что возьмём для контраста Театр на Таганке, где у Богомолова всего одна постановка – «Теллурия»: первый показ на публику – февраль 2019 года, в афише на оставшуюся часть сезона этого названия нет. «Венецианские близнецы» П.Ланди, «Калека с Инишмана» С.Федотова, «На всякого мудреца довольно простоты» В.Мирзоева (2011 и 2012 годы постановки) – есть; идут спектакли Ю.Любимова («Добрый человек из Сезуана», «Тартюф», «Мастер и Маргарита», «Горе от ума – Горе уму – Горе ума»), а вот богомоловского «свежачка» не просматривается. Режиссёр репертуарного театра, да?

Никто себе не враг, и постановки новоявленного МАЛьБРука шли бы, как минимум, каждый месяц, если бы собирали полные залы. Ан нет... то есть сначала зал, допускаю, битком (гонцы за модой плюс свой, подогретый рекламой зритель), а потом... Модников не так много, а круг возомнивших себя «сложными людьми» достаточно узок, и страшно далеки они от театра (как добавил бы вождь мирового пролетариата). Короче, судя по всему, ещё на одном русском репертуарном театре «менеджеры» единого разлива пытаются поставить крест.

Подчёркиваю: как бы скептически я ни относился к Богомолову, речь сейчас не о качестве постановок, а о «репертуарности» оных. Согласен, что «репертуарность» – отнюдь не синоним качества (сложное это дело – репертуарный театр, многие «хочут», да не у всех получается, с «проектами» попроще будет). Но есть два существенных обстоятельства, от которых никуда ни деться. Во-первых, путь наименьшего сопротивления, как известно, ведёт в пещеру, а во-вторых, русский репертуарный театр – это, извините за высокий слог, наша национальная гордость, вот как-то так. И если власть уничтожает национальную гордость – значит, это кому-нибудь нужно (не ищите этого кого-то в условных Гдетотамиях, он обитает намного ближе к Малой Бронной). А продвинуто-обманутая братия политику властей, стало быть, поддерживает и одобряет.

Надо, конечно, послушать и сторонников нового назначения. Вот К.Матвиенко; она воспряла от сладкого гедонистического сна и разразилась дежурной порцией рандомных слов (цитаты: ««Слава», ставшая одним из главных триумфов обновленного БДТ, расколовшая театральное сообщество на лагеря и даровавшая зрителю сладкий гедонистический сон» и «со всеми сопутствующими рандомной художественной политике непростыми обстоятельствами жизни», https://www.colta.ru/articles/theatre/21381-day-vam-bog-zhit-v-epohu-peremen). Мысль степенного искусствоведа, как всегда, прихотлива и высокохудожественна (ху про что): «С середины 2010-х за главными резидентами театрального квартала вокруг Тверского бульвара были закреплены узнаваемые роли: Маяковка Миндаугаса Карбаускиса – про новую жизнь традиции, Электротеатр Бориса Юхананова – про эксперимент и поиск, Театр имени Пушкина Евгения Писарева – про бульвар с человеческим лицом. Сезон 2018/2019 внес в размеренную жизнь «золотой мили» столичного театра интригу: в декабре МХАТ имени Горького возглавил Эдуард Бояков, теперь на Малой Бронной обоснуется Константин Богомолов. Нас ждут интересные времена: спектакль, который готовится к постановке на двух сторонах Твербуля, будет о гибридных формах взаимодействия актуальных художников с властью и со сложно устроенным наследием, спрессованным из разных слоев прошлого».

А это – «Коммерсант», где журналистов, не согласных с линией партии, как известно, не держат: «Сейчас Богомолов – один из самых востребованных режиссеров «среднего» поколения наравне с Кириллом Серебренниковым, а театр на Малой Бронной до сих пор находится в полусне. Кроме того, частые смены художественного руководства затмили яркие моменты его истории, но Константин Богомолов сможет это исправить, считает критик и редактор журнала «Театр» Алла Шендерова: «Тем, в каком театральном поле мы сейчас живем, мы во многом обязаны тому, что делает Богомолов в последние шесть-семь лет. 
Он изменил представление о том, каким должен быть современный театр, каким должен быть актер, и очень много дал артистам. 
Поэтому то, что у такого человека теперь будет свой театр, можно только приветствовать»... Свой особый подход к русской драме Богомолов не скрывал, по его словам, «театр – дело грубое». Об этом он, в частности, говорил в интервью Ксении Собчак пять лет назад. 
«Я не стесняюсь сказать, что люблю пошлость, зрелищность. Я люблю игру и вообще считаю, что театр – это игра, это обман. Я ненавижу скотски серьезное, значит, проживание на театре. И я не люблю такую традиционную русскую актерскую школу»» (И.Корякин, https://www.kommersant.ru/doc/3984521). Замечателен пассаж про «частые смены художественного руководства» – С.Голомазов пришёл на Малую Бронную в 2007 году. Нет, ребята, из времени вы выпали ещё «радикальнее», чем ваши единомышленники-чинушки; впрочем, свои люди всегда сочтутся славою, не будем им мешать.

Ещё несколько любопытных цитат от самого любителя кислых щей.
«Я уже довольно долгое время живу с неким ощущением того, что я не очень хочу больше заниматься театром, поскольку для меня эта история до определенной степени исчерпана. В той или иной степени я стою на месте, кружусь вокруг чего-то одного... я потихоньку перехожу в кино...» (https://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/bogomolov-412648/)
«Я вообще не верю в театр как таковой... Театр невозможен как форма какого-то пространства, где происходит какая-то жизнь, жизнеподобие, потому что театр абсолютно уступает реальной жизни». (Знакомая басня: «Зелен виноград».)
«Мы недооцениваем феномен этого несчастного КВН, ненавидимого мной, и Comedy Club. Все стали примерно знать, как оно делается». (То есть Богомолов назвал своих конкурентов; согласитесь, оперный певец, рассуждая о своей профессии, не вспомнил бы карикатуристов, а горнолыжник – доминошников. Сказано!)

Что ж, теперь я знаю, как победить разруху. Надо объявить Год Разрухи, и новости не заставят себя ждать.

Автор
Алексей Битов (poziloy)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе