Пошлость здесь не в моде

У меня в руках… фолиант. Да-да, не папка, не альбом, а именно фолиант — увесистый, красивый, бесценный. В нём снимки из спектаклей разных лет, отражающих путь, по которому следует человек творческий, увлечённый, влюблённый в театр, заражающий этой любовью других.


















Фото из семейного архива.
Светлана Ивановна Асафьева закончила Московский государственный университет культуры (факультет режиссуры) заочно. Дипломный спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана получил выс-ший балл. А комиссия была представительная: руководитель курса Энвер Вейбутов лично приехал из Москвы поддер-жать любимую ученицу, преподаватели МГУКа, актёры театра им. Ф. Волкова, представители департамента культуры. Уже тогда была отмечена её способность рассмотреть в каждом самодеятельном актёре «изюминку», которая помогает полностью раскрыть сценический образ.

— Сколько же профессий включает в себя одна режиссёрская? — спрашиваю её по окончании очередной репетиции.

— Давайте посчитаем, — смеётся Светлана Ивановна и начинает загибать пальцы, — психолог, учитель, логопед, хореограф, костюмер, художник, декоратор, сценарист, осветитель, музыкант… Пальцев на руках явно не хватает.

Последние шесть лет Светлана Асафьева руководит народным театром «Левый берег» и детским образцовым коллективом «Понедельник» в РЦКиД Тутаева. Каждый из них отмечен многочисленными грамотами и дипломами областного, межрегионального, международного достоинства. Подготовлено бессчётное количество театрализованных представлений к знаменательным и праздничным датам. И не кое-каких, а солидных, на высоком исполнительском уровне. Репертуар разнообразен — от классики до современных, иногда малоизвестных авторов.

Последняя работа, посвящённая 65-летию Победы, — это спектакль по пьесе «Красная горка» костромского автора

А. Павлова. Она отмечена дипломом

1 степени областного театрального фестиваля «Мышкинские театралинки» и двумя дипломами «За лучшую сценографию».

— Если бы вы знали, как долго надо читать, перечитывать пьесу, чтобы самой «вжиться» в неё; понять не только замысел автора, но и те струны его души, которые в тексте не выскажешь. И в то же время иметь своё мнение, своё режиссёрское видение данной проблемы с учётом сегодняшних жизненных реалий, — говорит Светлана Ивановна.

Ей это здорово удаётся. Она не боится по-своему расставить акценты, нейтрализовать модную ныне пошлость. В её спектаклях нет «дешёвок», рассчитанных на невзыскательную публику, нецензурщины, постельных и эротических сцен. А если и есть обнажённая человеческая натура, то она так изящно драпируется, что вызывает восхищение красотой женского тела, а не похоть («Красная горка»). И наш провинциальный зритель благодарен режиссёру, дающему каждым своим спектаклем заряд бодрости и оптимизма, так необходимый в наше время. Всё больше жителей левобережья предпочитают телевизионному «мылу» общение с живыми актёрами и их позитивной жизненной позицией.

Выбор репертуара — дело коллективное. То же самое касается костюмов и изготовления декораций и бутафории. У театра нет своей сцены да и вообще приличного помещения. Спектакли проходят в кинотеатре, а «гастроли» в основном ориентированы на сельские клубы с «малогабаритными» сценами. А потому задача такова: декорации должны быть экономичными, многоразового использования, трансформируемыми. Так, в «Красной горке» несколько досок со специальными креплениями выполняют роль мостика, автобусной остановки, стола, забора, пылающего сарая, где заперты обречённые на гибель люди. Длинные полотнища ткани разного цвета превращаются в бушующее пламя, скатерть, туман, речку, Российский флаг.

Подобная же изобретательность проявляется в изготовлении костюмов, в ход идёт всё: от содержимого бабушкиных сундуков до бескорыстных даров профессиональных театров. Плюс выдумка, консультация профессионалов, трудолюбие — и вот оживает в день города Кустодиевский бульвар, погружая нас в атмосферу XIX века. Красавицы-толстушки в ярких широченных юбках, провинциальные барышни в изящных платьях. Будто ожили картины известного художника, запечатлевшего на своих полотнах прелести города Романова и его обитателей.

А ещё с огромным удовольствием самодеятельные артисты помогают разным киностудиям, которые, похоже, прочно обосновались в Тутаеве благодаря его живописным историческим местам. Они знают: готовая массовка здесь обеспечена. Да и небольшие эпизоды тутаевским артистам тоже по плечу. Андрей Звонарёв, Варвара Осипова, Антон Мухин, да и сама режиссёр засветились уже не в одном фильме. Конечно, Элину Быстрицкую или Михаила Ульянова вряд ли Тутаев подарит стране, но (как знать?), может, он откроет свою новую звезду. Ведь как играют Наталья Фавстова, Екатерина Журавлёва, Геннадий Гузынин, Светлана Червякова и другие актёры театра «Левый берег»! Учителя, работники культуры, медики, слесари, пенсионеры овладели искусством перевоплощения, они «больны» театром.

И, несомненно, это заслуга Светланы Ивановны Асафьевой. Не с её ли лёгкой руки растёт интерес к режиссёрской профессии? Екатерина Журавлёва, Наталья Соколова, Лидия Шеклеина ищут себя в этой непростой профессии, обучаясь в Ярославском училище культуры. Все они получали свои первые творческие уроки в самодеятельном театре. Таисия Железнова закончила первый курс факультета режиссуры театрального вуза. Так что не исключено, Романов скоро прослывёт городом театралов.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе