Признания Вячеслава Бутусова: о месте на сцене и новой группе

«Орден Славы» и академические опусы.
ФОТО: ВАЛЕРИЙ ЛАТЫПОВ.


Вячеслав Бутусов – создатель легендарной и, увы, уже почившей в бозе группы Nautilus Pompilius никогда не боялся экспериментировать и двигаться вперед. Относясь, безусловно, к рок-батальону, NAU с самого начала играли музыку, выходящую за рамки жанра в его традиционном понимании. В 2019 году появилась новая группа «Орден Славы». В этом году ее лидер отмечает 60-летие, продолжая на концертах исполнять свои хиты вперемешку с новыми песнями. Пользуясь случаем, «МК» пообщалась с музыкантом.


- Вячеслав, в этом году у вас юбилей. Как вы относитесь к круглым датам? Есть ли ощущение некоего рубежа, или цифры - это условность?

- Цифры, конечно, - условность, но они впечатляют и обязывают. Рубежи тоже открывают новые возможности. Раньше это были альбомы или книги. Теперь для меня начинается этап освоения академической музыки, возможно, сотрудничество с театром.

- Какие точки для вас стали самыми запоминающимися, поворотными в творческой истории?

- Их очень много, но самые главные – это Художественная школа им. В.И. Сурикова, Архитектурный институт, группа Nautilus Pompilius, написание житейской сказки «Верика».

- Каким стал для вас прошедший год? Насколько ощутимо было вынужденное отсутствие концертов? Как вы провели это время?

- Долгий период карантина для меня ознаменовался началом написания симфонических опусов вслед за фортепианным альбомом и активными занятиями спортом. В остальном это был привычный затворнический режим в тихом семейном кругу.

- Меняется ли с годами отношение к старым песням и их осмысление? Бывает ли так, что вы находите в них для себя какие-то новые смыслы? Насколько органично для вас они сочетаются в репертуаре с более «молодыми» песнями?

- Некоторые песни со временем приобретают новое значение, например, «Я хочу быть с Тобой» для меня на каком-то этапе стала восприниматься как обращение к Богу. Также «Дыхание» - как пример преданной самоотверженной человеческой любви. И многие другие песни, которые стали в прямом смысле служебными, то есть обязательными.

- С начала своего музыкального пути вы были достаточно смелым экспериментатором в музыке: еще то, что делал Nautilus в ранние периоды творчества, нельзя назвать роком в классическом понимании. Вы сочетали элементы разных жанров, искали свое звучание. Как сегодня преломляется эксперимент в нынешнем творчестве? Важен ли он для вас?

- Когда человек осваивает новое поле деятельности, для него каждый шаг – эксперимент. А когда сад вырастает и деревья становятся большими, наступает период возделывания и бережного ухода. Мои эксперименты в сторону усложнения музыкальной структуры песен привели меня в мир академический музыки, где открываются другие просторы, другие масштабы, другие возможности.

- Я знаю, что мастеринг альбома «Аллилуия» вашей новой группы «Орден Славы» делал известный американский инженер Боб Людвиг. Как сложилось ваше сотрудничество?

- Боб Людвиг мне интересен своим сотрудничеством с мастерами эпохи расцвета рок-музыки – Led Zeppelin, Пол Маккартни, Queen, Nirvana, Radiohead и многими другими. Он опытный профессионал, член академии Грэмми.

- На пластинке звучит песня «Идиот», две версии композиции на стихотворение Пушкина. Чем для вас интересно обращение к классическому наследию?

- Что касается классического наследия, это для меня неисчерпаемый кладезь, пещера Алладина, сокровищница всемирных достижений. И литература, и музыка, и изобразительное искусство настолько взаимосвязаны, что только вместе могут представлять собой полноценную картину истинного предназначения мира. Я уже несколько лет тружусь над идеей «Потерянного Рая» Джона Милтона по мотивам ветхозаветной истории. Это самое крупное трагическое событие всего человечества во все времена. В описании Милтона это ещё и вселенский «хоррор», не сравнимый ни с какими современными ужастиками.

- Вы уже много лет на сцене. Есть ли ощущение, что вы начинали заниматься музыкой совсем в другое время? В какую сторону оно изменилось, по вашим ощущениям, сейчас, и как это отражается на музыке?

- Я много лет на сцене, несмотря на то, что до сих пор не могу себе найти места на сцене в прямом и в переносном смысле. Но я твёрдо осознал, что это моё призвание, я призван на это поприще. Конечно, мы начинали в другое время, тогда казалось, что весь мир живёт в ожидании нашей музыки, более того – с восторгом воспринимает. Сейчас, на мой взгляд, есть проблема пресыщенности, и самое печальное, то, что я называю эпидемией века - болезнь недовольства. Отсюда и все болезненные процессы общества с изуродованными плодами жизнедеятельности. Я не говорю, что этого не было раньше, но сейчас человеческое самоуничтожение уже достигло чудовищных размеров.    

- До 9 класса вы жили в разных сибирских городах. Сибирь многие (в том числе рок-музыканты родом оттуда) называют особым краем, местом силы. Ощутили ли вы на себе это влияние? Еще одно «место силы», с которым вам удалось соприкоснуться, это Екатеринбург (в прошлом Свердловск). На протяжении долгих лет там появлялись и продолжают появляться до сих пор очень интересные музыкальные явления. Как вы думаете, с чем это связано?

- Для меня вся наша страна – это место силы. Потому что самое главное – это природа, а природа у нас богатая. Всё остальное второстепенно, потому что неестественно.

- Вы выпустили несколько книг. Интересно ли сейчас продолжать работать в этом направлении? Рождаются ли какие-то литературные произведения?

- Книги я пишу, как один длинный ежедневник, записывая разного рода мысли: и те, что прочёл, и те, что увидел, и те, что приходят в голову фантасмагорическим путём. Затем уже выделяю какие-то основные темы. У меня книги растут, как деревья, – не быстро.

Автор
НАТАЛЬЯ МАЛАХОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе