Режиссер-то не плохой, только…

Мария Никифорова о спектакле «Бог резни» в «Современнике»

Помню, когда мама стала водить меня в театр, я очень переживала за некоторых актеров. Чего ж это они так кричат? Зачем такие нелепые лица строят, топают ногами, размахивают руками? 

И, вроде, можно было обойтись без этого, и совсем это не смешно и не грустно. А неудобно так за этих взрослых тетей и дядей, что прямо хоть из зала беги. Мне мама тогда объясняла, что в театре так положено. Это вот такой способ ярко показать свои эмоции. Чтобы, значит, никто не ошибся, что этот актер в виду имел… Да…

Потом я ходила на другие спектакли. Где никто не орал, и не прыгал как безумный по сцене. И было смешно, и грустно было тоже.

Пришли мы с подружкой на днях в «Современник» на спектакль француженки Ясмины Реза «Бог резни». Режиссер Сергей Пускепалис. Нарядились, надушились. Очень себе нравились. Такие вот мы театралки. И билеты у нас были на очень хорошие места. Прямо в середине зала.

Народ сейчас в театры ходит, да и ходил всегда, очень симпатичный. Стараются устроить себе праздник. А тут и театр солидный, и режиссер известный. Смотрим, люди и с букетами пришли.

И тут началось. На сцене две пары выясняют отношения из-за подравшихся детей. Пытаются делать это «цивилизованно», но ничего не выходит. Сразу мы почуяли неладное. Подружка мне шепнула: «пока бред» и мы стали ждать, когда развиднеется. Нет, бред оказался не «пока». А весь спектакль. До самого его финала…

Бедные актеры. Особенно было жаль исполнительницу главной роли в одном из моих любимых фильмов «Водитель для Веры» Алену Бабенко. Очень хорошая она актриса. Я только из-за нее пришла. А тут сюжета нет. Играть ей, несчастной, нечего. Алена очень старалась. И был даже один маленький монолог, за который хотелось уцепиться, но он все равно оказался короткий и невыразительный.

Образ Ольги Дроздовой, тоже прекрасной актрисы, сплошной наигрыш… И что-то произошло с дикцией у нее в этом спектакле.

Орут актеры и машут руками, а мне стыдно за них, как в детстве.

Сильно театр сэкономил и на декорациях. Недели две назад были здесь же на «Горячем сердце» по Островскому. Можно хвалить этот спектакль, можно ругать, но сцена обставлена так, что захватывает дух…

Режиссеру и актерам достался убогий материал. Французская культура близка русской, как никакая другая. Но не в этом случае, к сожалению. Не близок русскому человеку этот мелкотравчатый сюжет.

А что сделал режиссер с аутентичным юмором? Он его не просто перевел, он «вляпал» туда всем известные и избитые российские прибаутки. Затертая пошлятина типа: «так он парень не плохой, только ссытся и глухой», щедро рассыпалась по залу. Смешно было много лет назад. Да и то не всем.

Слово «жопа» прозвучало со сцены шесть раз. Мы считали. Вариации на тему «скребанутые», «меня не скребет» - очень «тонкая» находка режиссера, но мы не оценили. Долго и неубедительно тошнит на сцене Алену Бабенко. Нас тошнило тоже. Но выйти шанса нет. Потому что у нас хорошие места! В самой середине зала…

Кстати, это нам было не смешно, а кое-какой народ смеялся. Мы недоумевали. Ощущение такое, будто вокруг сидят клакеры. И ведь от души ржут… Я оборачивалась и смотрела в их лица и поняла - люди просто купили довольно дорогие билеты, и поддались на флер рекламы: «Современник», «режиссер Пускепалис», «известные актеры»… Прошли, как я, от метро по дивно украшенным Чистым прудам, и все, попались.

Больше я ничем это помешательство объяснить не смогла.

Обратилась в интернет почитать отзывы. Слава Богу! Мнения все-таки разделились где-то 30/70. И я в этих 70! Не перевелись еще ценители прекрасного.

Недавно известный драматург Юрий Поляков выступил в одной соцсети и посетовал, что театрам не хватает настоящей драматургии, а существующие классические пьесы режиссеры уродуют до неузнаваемости, подыгрывая самым низменным вкусам толпы.

Если так будет продолжаться, то вырастет еще пара поколений непритязательных зрителей и наши театры превратятся в конюшни, где двуногие жеребцы и кобылы будут ржать над пошлятиной и панибратски похваливать режиссера, мол, он парень неплохой…

Снимок в открытие статьи: сцена из спектакля «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза в постановке Сергея Пускепалиса в театре «Совеременник»/ Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Мария Никифорова

Свободная Пресса

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе