СЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК...

В жизни Ярославского ТЮЗа наметились явные перемены. После пяти лет сиротства, когда коллектив как-то умудрился обходиться без лидера, довольствуясь приглашением режиссеров на разовые постановки, в театре наконец появился главный режиссер. Это Игорь Ларин, опытный мастер, чья репутация в профессиональном сообществе, как говорится, вне подозрений. Рано делать долгосрочные прогнозы, но первые творческие заявки нового руководителя внушают оптимизм. Режиссер перенес на сцену пушкинские новеллы «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», затем обратился к тургеневскому «Нахлебнику», о котором и пойдет речь. Спектакль, судя по реакции зала, берет публику за душу.
Пьеса Тургенева многослойна и многомысленна. Реалистические зарисовки барского быта местами переходят в фарс и гротеск, лирические сцены чередуются с жесткой конфронтацией сторон, мелодрама обретает трагическую тональность. При столь сложной, как бы скользящей жанровой школе, постановщику удалось соблюсти целостность спектакля. Центр тяжести в тюзовском «Нахлебнике» перенесен с проблем социальных на вопросы морального порядка. Это вполне оправданно, ибо с момента создания пьесы немало воды утекло и «вместо цепей крепостных люди придумали много иных» (Н. Некрасов), чувства же и страсти человеческие остаются в принципе неизменными. Режиссер вырулил на современность, не прибегая при этом к затасканным приемам внешней активизации. Интерьер, платья, реквизит - знаки той эпохи, к которой приурочены события пьесы.


Действие «Нахлебника» сопряжено с раскрытием семейной тайны; мы постараемся лишний раз ее не разглашать, разве что вскользь - из уважения к чувствам тех зрителей, что идут в театр, не прочтя пьесу, и потому с особым волнением ожидают развязки. Итак, из столицы в поместье приезжает молодая чета Елецких, их встречают дворовые и соседи хлебом-солью, музыкой, шампанским и, простите за сленг, приколами. Злая шутка одного из местных затейщиков оборачивается настоящей экзекуцией, жертвой которой стал кротчайший из кротких - приживальщик Кузовкин, обедневший дворянин.


По ходу событий обнажается истинное нутро действующих лиц. Сползает маска добра молодца, душа нараспашку, с Флегонта Тропачева, за нею проглядывает ухмылка мелкого пакостника и сплетника, ошалевшего от деревенской скуки.


Артист Иван Баранов играет роль по-гоголевски остро и размашисто, как бы соединив в своем герое ухарство Ноздрева и хлестаковскую легкость в мыслях.


Что до господина Елецкого, то его учтивость, дружелюбие, столичные манеры поначалу располагают, хотя чем-то и настраивают. Не из тех ли он, кто держит камень за пазухой? Оказалось, из тех! Почуяв малейшую угрозу своим амбициям, он решительно меняет стиль поведения: леденящий холод в глазах, угрожающие обертона в голосе, поза, выражающая готовность смести любого со своего пути. Артист Алексей Перчук играет эту роль узнаваемо, в уверенности, что его герою предстоит успешная карьера уездного, а то и губернского масштаба.


Его жена Ольга Петровна (артистка Ольга Маругина) сделана из другого теста. Это юное создание,чувствительное и романтичное, в своем розовом одеянии похожее на бабочку. Увы, вскоре с крыльев этой бабочки начнет осыпаться тонкий слой пыльцы. Именно сия прелестная нанесет смертельную обиду человеку, который не только годится ей в отцы, но и - от этого никуда не уйти! - ее отцом и является.


«Вся комедия... утверждал Тургенев, - написана более для одной роли», роли Кузовкина. Первым ее исполнителем стал великий русский артист Михаил Щепкин, затем... Скажем только, сложившийся за полтора столетия список прославленных мастеров, воплотивших характер Кузовкина, способен впечатлить любого театрала.


В тюзовской постановке центральная роль поручена народному артисту России Виталию Стужеву. Ему удалось сыграть не просто два роковых дня их жизни героя, но два дня плюс всю незадавшуюся жизнь Василия Семеновича Кузовкина, от младых ногтей до смертного часа. Его Кузовкин - человек тонкой душевной организации, можно сказать, человек без кожи. Он деликатен и застенчив до робости; при всей приниженности своего статуса понятие о дворянской чести имеет возвышенное. Поэтому одевается элегантно, хотя, быть может, с чужого плеча; пьет по случаю, для куража. Артист блистательно исполняет сцену опьянения, где Кузовкин, избыв свои комплексы, высказал все наболевшее за долгие годы унижения. Не менее сильно прозвучала и другая важнейшая сцена - объяснение с дочерью; для героя это все одно что пройти по лезвию ножа.


Изгнанный из дома в никуда, Кузовкин-Стужев едва не теряет сознание, у него подкашиваются ноги, его с двух сторон подхватывают дворовые слуги. А за его спиной на полу гостиной остается белеть лист бумаги, явно не случайно оброненный им. Это чек на крупную сумму, которой дочь и зять надеялись откупиться от него. Заметим, у Тургенева финал решен несколько иначе: герой, скрепя сердце, а все же берет отступное. Однако не станем упрекать артиста за эту маленькую вольность, наш Кузовкин выстрадал ее. Для него, гроша за душой не имеющего, отказ от денег - даже не поступок, но акт самоуважения, очищения духа, катарсиса, поднимающего его на высоты трагедии. Туда, где витают тени шекспировского Лира и бальзаковского папаши Горио, оскорбленных в великом, самозабвенном чувстве любви к чадам своим.


На снимке: главный режиссер ТЮЗа Игорь Ларин.

 Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе