19 октября 2010 ● Дина ГОДЕР
В Санкт-Петербурге прошел театральный фестиваль «Балтийский дом»
ХХ, юбилейный «Балтдом» растянулся на целых три недели. Начался он еще 20 сентября в Москве с презентации праздничной программы. Программа основная, петербургская, началась с някрошюсовского «Отелло», которого привозят сюда не в первый раз и любят до самозабвения.
Фестивальный список спектаклей в этом году действительно был ударным, но для москвичей, которые многое уже видели, самое главное располагалось в первые и в последние дни смотра. Главной приманкой начала фестиваля был грандиозный спектакль польского классика Кристиана Люпы «Мэрилин» -- первая часть из задуманного им триптиха «Персона». Об этой постановке, посвященной последним дням жизни Мэрилин Монро, мы писали полтора года назад в репортаже из Вроцлава, где Люпа, получая европейскую театральную премию, показывал его многочасовой впечатляющий «эскиз» (см. «Время новостей» от 8 апреля 2009 года). Весной этот спектакль «Золотая маска» обещает привезти и в Москву в рамках большого польского проекта. Заканчивался фестиваль постановкой другой европейской знаменитости -- бельгийца Люка Персеваля, который уже в четвертый раз привозит свои спектакли в Питер, но еще ни разу не был в Москве. Персеваль, с прошлого сезона ставший главным режиссером знаменитого гамбургского театра «Талия», привез свою версию горьковских «Детей солнца». За несколько дней до того на фестивале играли премьеру спектакля Андрея Жолдака «Москва -- Петушки» по Венедикту Ерофееву. Главный украинский провокатор и эстет ставил спектакль с труппой театра «Балтийский дом» И то пятичасовое действо, которое он показал, наверное, тоже пока следует считать эскизом, который будет еще меняться и, вероятно, станет короче.