«Современные спектакли не выдерживают проверку временем»

Член жюри «Бенуа де ла Данс» и педагог Большого театра России Александр Ветров о главных тенденциях в мировом балете.
В Большом театре 21 апреля были объявлены номинанты балетного приза «Бенуа де ла Данс» — 2015. В этом году к пяти стандартным номинациям впервые добавилась шестая — за лучшее либретто. 
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

О работе жюри «Бенуа де ла Данс» и о современных актуальных вопросах мирового балетного сообщества «Ленте.ру» рассказал член жюри от России, балетмейстер-репетитор и педагог Большого театра России Александр Ветров.

Претендентами этого года стали:

Хореографы:

Жан-Кристоф Майо — «Укрощение строптивой». Большой театр.

Дуайт Роден — «Против нас». Средиземноморский театр Ниццы.

Мартин Шлепфер — «Глубокое поле». Балет на Рейне.

Кристофер Уилдон — «Зимняя сказка». Королевский балет Великобритании.

Александр Экман — «Озеро лебедей». Норвежский национальный балет.

Танцовщицы:

Светлана Захарова — Маргарита Готье, «Укрощение строптивой». Большой театр.

Светлана Захарова — Мехмене-Бану, «Легенда о любви». Большой театр.

Мисти Копленд — «Ave Maria». Современный балет «Complexions».

Иоланда Корреа — Татьяна, «Онегин». Норвежский национальный балет.

Николетта Мани — Смерть, «Молодой человек и Смерть». Балет театра Ла Скала.

Марианела Нуньес — Главная партия, «Симфонические вариации». Королевский балет Великобритании.

Танцовщики:

Мариан Вальтер — Морель, «Пруст или Нетерпение сердца». Берлинский государственный балет.

Ксандер Париш — Аминта, «Сильвия». Мариинский театр.

Денис Родькин — Ферхад, «Легенда о любви». Большой театр.

Клиффорд Уильямс — Учитель, «Ave Maria». Современный балет «Complexions».

Эдуард Уотсон — Леонт, «Зимняя сказка». Королевский балет Великобритании.

Акрам Хан — Ведущая партия, «Пыль». Английский национальный балет.

Композиторы:

Константин Меладзе — «Великий Гэтсби».

Джоби Тэлбот — «Зимняя сказка».

Сценограф:

Джон Макферлейн — «Колибри». Балет Сан-Франциско.

Либреттисты:

Марит Моум Ауне — «Призраки Ибсена». Норвежский национальный балет.

Дуайт Роден — «Великий Гэтсби». Современный балет «Complexions».


Лауреаты Бенуа де ла Данс Элен Буше и Карстен Юнг в гала-концерте «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты разных лет»
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

О работе жюри «Бенуа де ла Данс» и о современных актуальных вопросах мирового балетного сообщества «Ленте.ру» рассказал член жюри от России, балетмейстер-репетитор и педагог Большого театра России Александр Ветров.

Ветров: Я впервые вошел в члены жюри этого конкурса, поэтому сам поэтапно постигаю его особенности. Например, я пока даже не знаю своих коллег — выдвижение номинантов происходит независимо друг от друга. Все наши совместные заседания и обсуждения начнутся только при выборе лауреатов. «Бенуа де ла Данс», конечно, отличается от большинства других балетных конкурсов — здесь номинантов выдвигают сами члены жюри. Технически это происходит довольно просто — каждый из нас номинирует те работы, которые произвели на него наибольшее впечатление.

Как вы полагаете, не может ли это стать проблемой при окончательном голосовании, ведь у каждого члена жюри наверняка будет искушение голосовать именно за своего номинанта, как же тогда жюри придет к единому мнению?

Во-первых, постоянный председатель жюри Юрий Николаевич Григорович имеет два голоса, так что, технически эта проблема вполне разрешима. Во-вторых, основные критерии, по которым одна работа очевидно лучше другой, тоже играют роль.

Но балет все-таки довольно субъективен для оценок, в нем нет однозначных и четких критериев — баллов, сантиметров, секунд. Вы считаете, жюри удастся сохранить беспристрастность при выборе лауреатов?

Я абсолютно уверен в объективности и беспристрастности жюри в данном конкретном случае. Разумеется, у всех будут определенные фавориты. Я, например, очень хочу, чтобы победил номинант из России. Но уровень профессионализма жюри настолько высок, что сомнений в объективном решении ни у кого возникнуть не может — многолетняя безупречная репутация этого «Бенуа де ла Данс» говорит сама за себя.

Конкурс носит ярко выраженный сезонный характер — его жюри оценивает только работы последнего года. А что в этом году показалось наиболее достойным победы лично вам?

Поскольку я работаю в Большом Театре, то мои предпочтения понять очень просто, для этого достаточно посмотреть список балетных премьер этого сезона — мне нравится почти все. Если нужно выделить одного фаворита, то это, наверное, балет «Укрощение строптивой» — он получился очень гармоничным. В нем абсолютно все на своих местах — музыка, хореография, актерская работа. Даже роли второго плана были исполнены на высочайшем уровне. Хотя, скажу откровенно, в мою бытность, спектакль был сделан совсем иначе — он был поставлен строго по тексту Шекспира, ясно прослеживался комедийный сюжет, ярче была актерская работа. Сейчас же больший упор делается на хореографию.


Александр Ветров
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Наверняка не только на примере этого балета прослеживается такая тенденция? Репертуар многих театров постоянно пополняется современными постановками, но могут ли они соперничать с классикой?

Современные спектакли не выдерживают проверку временем. Они как современная живопись или мода — продукт одного-двух сезонов. Сейчас все ставят модерн, потому что это проще и дешевле, хотя именно классический репертуар неизменно пользуется гораздо большей популярностью. Для модерна больше характерен язык тела, отсутствует балетная пантомима, да и актерская работа нивелируется. Зато работать с такой постановкой гораздо проще — ошибки хореографа в ней будут менее заметны и быстрее забудутся, как и сам спектакль. Классический репертуар гораздо требовательнее к подбору исполнителей, к декорациям, музыке. К счастью, Большой Театр субсидируется государством, поэтому он может позволить себе полный ассортимент классического репертуара, в том числе и восстановление старых и очень масштабных спектаклей. Больших денег требуют и дорогостоящие декорации, и костюмы, но Большому Театру это вполне по силам, как и приглашение на главные роли любых мировых звезд.

Александр Николаевич, трудно не заметить тревожную тенденцию в современном балете — многие российские танцовщики уезжают работать в Америку, в Европу. Действительно ли такая проблема существует, и можно ли, на ваш взгляд, ее как-то решить?

Да, такая проблема существует, но я пока не вижу способов ее решения. На Западе совсем другой уровень конкуренции, так как уровень балетной подготовки гораздо ниже, а театров очень много, всегда существует дефицит танцовщиков, особенно мужского пола. Российские артисты там востребованы всегда. Их мотивы очень легко понять — здесь у них совсем другой уровень оплаты их труда, таланта, на западе даже бытовые условия гораздо лучше во всех смыслах этого слова. А, главное, там им предоставляют возможность реализовать себя, что в России, особенно в Москве, сделать гораздо труднее.

Простой пример. Многие артисты кордебалета абсолютно готовы к сольным партиям и легко могли бы с ними справиться, но конкуренция слишком велика, им просто негде показать свои возможности. Я все-таки считаю, что улучшение условий труда артистов балета может эту тенденцию приостановить, и даже заставить некоторых вернуться — например, я однажды уже прошел тот же самый путь (Александр Ветров ранее работал в США — прим. «Ленты.ру»). И я, как видите, вернулся.


Ольга Пряникова
Автор
Ольга Пряникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе