Светлый праздник иудина дня

МХТ им. Чехова отметил открытие сезона показом спектакля в постановке венгерского режиссера Яноша Саса «Мастер и Маргарита»


Сбор труппы, который в театральных кругах давно иронично называют “иудиным днем”, состоялся сразу в трех театрах. И каких — МХТ в Камергерском, “Ленкоме” на Малой Дмитровке и Маяковке на Большой Никитской.


Маяковка: мягкие руки


Сбор труппы в Театре Маяковского прошел точно по Некрасову: «После ссоры так пылко, так нежно возвращенье любви и участья». Под ссорой будем понимать «время лихолетья», как выразился актер Михаил Филиппов, «которое мы пережили достойно». Любовь и участие очень пылко вся труппа выражала в первую очередь друг к другу, к соратникам. Миндаугас Карбаускис, назначенный новым худруком с мая, ведет себя с труппой мягко, осторожно, если не сказать боязно. Очень заметно: в этом давно сложившемся коллективе он человек новый. Кажется, своей задачей Миндаугас поставил «не мешать».


— Какую линию руководства вы выбрали — мягкость или крепкую руку хозяина? — обратился «МК» к новому худруку.


— Стиль руководства должен быть демократическим. Мягким, но требовательным.


Карбаускис обратился к труппе, торжественно собравшейся в зале:


— Недавно мы потеряли великого актера Александра Лазарева. Как говорится, когда хочешь насмешить бога, скажи ему о своих планах. Хочется строить планы, но надо понимать, что любой из них может и не сбыться.


Это правда: отсутствие Александра Сергеевича очень ощущалось. Все вроде как всегда: актеры, цветы, поцелуи, поздравления «с началом!»... Светлана Немоляева, как всегда, прекрасна, вся в белом, светящаяся, но как никогда печальна. С ней рядом внучка Полина Лазарева, с этого сезона принятая в театр. Тут и Евгения Симонова, оживленная, бодрая, тут солидная два-сапога-пара Михаил Филиппов и Игорь Костолевский: сели вместе, поздравляли юбиляров вместе, и даже пиджаки у них оказались похожи. А юбиляров в этом году в театре полно. Главный — Михаил Петрович Зайцев, в течение долгих лет бессменный директор театра. В честь его 90-летия сбор труппы, собственно, превратился в поздравительный концерт.


Старейшая актриса театра Татьяна Карпова приехала в инвалидной коляске, но поднялась, чтобы приветствовать труппу. И пожелала она театру «творческого успеха, благополучия и любви друг к другу, к зрителю и к нашему руководству!» Шутку оценили по достоинству.


В планах Карбаускиса на новый сезон показать в сентябре «Шестеро любимых» по Арбузову и музкомедию «Амуры в снегу» по Фонвизину в постановке Екатерины Гранитовой. Спектакли переведены на основную сцену, поскольку сцена филиала закрыта на ремонт. Гранитова также занимается масштабной работой «Северная Одиссея». Основная премьера сезона — «Месяц в деревне» в постановке Александра Огарева с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой. Уже идут репетиции пьесы Островского «Таланты и поклонники» в оформлении художника Сергея Бархина. В спектакле заняты звезды театра — Немоляева, Костолевский, Филиппов, Даниил Спиваковский и другие, но актрису на главную роль театру «одолжил» МХТ им. Чехова, ею стала Ирина Пегова. В новом сезоне предполагается вспомнить, что театр носит имя Маяковского: молодой режиссер Туфан Имамутдинов поставит трагедию «Владимир Маяковский», а Алексей Кузмин-Тарасов — спектакль по архивным воспоминаниям о поэте.


Твист: Юнона — ей-ей


«Ленком». В фойе на служебном входе как-то одиноко и сиротливо сидит Николай Караченцов. Он пришел чуть ли не первым, за полчаса. Из того, что говорит мне, понимаю, что жена ставит машину, а он ее ждет.


Появляется жена, Людмила Поргина: «Правда, Коля хорошо выглядит?» Да, Николай Петрович после лечения и отдыха посвежел. Уходит в зал. В оранжевом прикиде появился солнечный балетмейстер Владимир Васильев. Чуть позже — композитор Алексей Рыбников. Это только несведущие спросят: «К чему бы это?» А к тому, что «Юнона» — самый легендарный спектакль «Ленкома» — в этом году отметил 30-летие. Как показал финал сбора труппы, более оригинального поздравления спектакль-старик не видел. Но об этом позже.


Зал уже полон. Александр Збруев отлично выглядит и отпускает шуточки в адрес молодых актеров:


— Анна Андреевна! — кричит он через ряд артистке, только что зачисленной в труппу. — Запомните меня!


Саша Захарова, Дима Певцов, Маша Миронова, Витя Раков, не говоря уже о ветеранах, которых поздравили с разными сроками службы в театре. Марк Захаров краток, как всегда, с юмором. В первых строках сообщает о пополнении в актерских семьях: Олеся Железняк и Геннадий Козлов (не муж и жена) имеют теперь по трое детей в своих семьях.


Поднимает и благодарит за работу на «Юноне» Владимира Васильева, Алексея Рыбникова и в лице Зои Богуславской — Андрея Вознесенского, автора бессмертной «Юноны». Я думаю: «Почему же он не вспоминает Караченцова — первого и главного исполнителя роли графа Резанова?» Николай Петрович сидит рядом со мной. А Захаров рассказывает уже про планы: в сентябре Глеб Панфилов начнет репетицию французского водевиля. «Я сам размышляю, но свои планы озвучивать не буду. Мы будем привлекать молодых режиссеров, и, возможно, весной к нам приедут французские постановщики».


Пауза. И тут Марк Захаров, обращаясь к залу, говорит, что среди нас присутствует человек-легенда. Он мог бы не продолжать, потому что уже начались аплодисменты — все поняли, что речь идет, конечно же, о Николае Караченцове. Ему долго-долго аплодировали, а он неловко кланялся.


А под занавес актер Иван Агапов буквально поразил собравшихся статистикой «Юноны» и «Авось». А именно: за 30 лет было сыграно 1186 спектаклей, что можно перевести в юноно-часы (2100). За 30 лет, что идет «Юнона», страна сменила одно название, семь лидеров, а Москва — четырех мэров. Молодые актеры пропели, но не лирическо-романтическую «Аллилуйю», которую обычно поют здесь на сборе коллектива, а свою версию, смонтированную из «Бременских музыкантов» и «Юноны». Получилось неожиданно остроумно, ярко, со здоровым цинизмом.


Я мечтал быть артистом в красивом костюме,


Авантюра не удалась.


За зарплату спасибо.


Бурные аплодисменты. Но всеобщую радость погасил Захаров, который вежливо попросил очень хорошо в этот вечер сыграть «Пер Гюнта», самую яркую премьеру минувшего сезона.


Табакову подарили Табакова


А между тем во МХТ им. Чехова, куда я на скорости перебегаю из «Ленкома», уже начался сбор. Влетаю на словах Табакова:


— Театр жил и обновлялся всегда этим способом, как никакой другой театр в стране.


Это он о созданной седьмой студии МХТ, которой теперь будет руководить Кирилл Серебренников. Он же стал помощником по художественной части у Табакова.


— А сколько студий было до этого? — спрашивает меня сидящая рядом Рената Литвинова. Как всегда, элегантна. Приглашает на свой спектакль «Шага», поставленный в МХТ французским режиссером.


А в это время Олег Павлович продолжает оглашать планы, переходя на немецкий язык, что означает постановку «Новые страдания юного В.» — парафраз на «Страдания молодого Вертера», которую осуществит молодой режиссер, заметно засветившийся в опере, Василий Бархатов. А сам Серебренников будет ставить «Зойкину квартиру» по Булгакову. Марина Брусникина, давно освоившая Малую сцену, выпускает на ней «Письмовник», по Михаилу Шишкину. И в репертуаре появится детская сказка «Белоснежка и семь гномов», когда-то гремевшая в «Современнике».


Атмосфера бодрящая. Табаков шутит, актеры парируют из зала. Когда он рассказывает про долгожданное открытие филиала на проспекте Андропова, Наталья Тенякова из зала спрашивает его: «А проспект-то переименуют или как-то...» — «Боюсь, Наташа, или как-то».


Представил шесть новобранцев, три из которых оказались девушки с одним именем Яна. В разделе «О грустном» упомянул о нарушителях контрактной системы и, не называя фамилий, огласил число уволенных по этой причине — три актера.


Труппа не могла пройти мимо дня рождения своего шефа. Подарок спрятали в ложе. Когда отодвинули шторку, даже Табаков ахнул: в правительственной ложе стоял в полный рост сам Олег Павлович Табаков в роли Чиголотти в фильме «Король-олень». На голове — шляпа с пером, на плече — попугай. На глаз трудно было определить, из какого материала изготовлен народный артист СССР, но мастерство художницы Маклаковой зрители оценили аплодисментами.


Но на этой оптимистической ноте сбор не закончился, Табаков попросил вынести презент, который он получил, будучи на гастролях в Кемерове. Внесли металлическую блестящую каску, и Табаков тут же надел ее.


— Когда мне ее вручал губернатор, то тихо сказал: «Олег, это серебро». Так что, видите, в каком благополучии мы встречаем новый сезон. Говорят, что этого серебра хватит на четыре челюсти.


Театр отметил открытие сезона показом спектакля в постановке венгерского режиссера Яноша Саса «Мастер и Маргарита».


материал: Марина Райкина, Вера Копылова


Московский комсомолец


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе