Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»

Независимые студии, лаборатории и частные театральные проекты претендуют на лидерство в культурной жизни Петербурга.

«Андрей Иванович возвращается домой». Фото предоставлено пресс-службой театра

В завершившемся в Петербурге XX фестивале «Рождественский парад» по традиции участвовали негосударственные театры. «Известия» выяснили, что ситуация с этими игроками театрального процесса изменилась к лучшему — по крайней мере в Петербурге.

Фразу Надежды Тэффи о политических партиях — «растут, как грибы под дождем» — смело можно применить к независимым театрам, студиям, лабораториям, частным театральным проектам. И не просто «растут», но и играют заметную роль в культурной жизни города.

Уже больше двух лет в Петербурге действует Содружество негосударственных театров, объединившее «малые» театры города с целью их поддержки и популяризации. Примечательна новация «Золотого софита» 2013 года: за всю историю высшей театральной премии города в конкурсной программе появился раздел «негосударственные театры».

Большую поддержку таким коллективам много лет оказывает фестиваль «Рождественский парад», который прошел в Петербурге уже в 20 раз. В разные годы его участниками были Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Григорий Дитятковский, Игорь Ларин, тогда малоизвестные.

Есть ли прямая связь между «независимостью» коллектива и смелостью его новаций? Ведь в негосударственном театре может родиться спектакль как действительно новаторский, так и традиционный, без малейшей попытки «быть в авангарде». Да и масскульт многих независимым коллективам не чужд.


"Посторонний". Фото предоставлено пресс-службой театра

— Вероятно, формат существования театра сказывается на его поисках, — сказал «Известиям» председатель Содружества негосударственных театров и председатель жюри фестиваля Александр Платунов. — Имеет значение то, что движет авторами спектакля: стремление выполнить репертуарный план или личная заинтересованность. И потом, новые формы лучше апробируются в новых пространствах и на довольно узкой аудитории, чем, скажем, в условиях большой академической сцены.

Парадоксально, но факт: в основе многих спектаклей фестиваля лежал материал, связанный с мифологией, фольклором, ритуалом. Театр будто захотел обновить себя, обратившись к архаике, «детству культуры».

Несомненный фаворит фестиваля — петербургский театр «Открытое пространство», представивший спектакль «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг. Режиссер Роман Габриа и художник Сергей Новиков стремились подчеркнуть вневременной характер поэмы, написанной в духе древних плачей.

Древнерусская образность гармонирует с отсылками к недавней истории, к Горбачеву и Ельцину. Актер Сергей Агафонов, постоянно меняющий ипостаси (он и мужик из русской сказки, и «перестроечный» пацан), создал архетипичный по сути образ вечного солдата, который вечно не возвращается домой.

Образ странствия возникает и в спектакле-перформансе «Колодец времени» петербургского Театра звукопластики Shakin' Manas. Танцевальные движения, восходящие к ритуальным восточным действам, исполняются под чтение Книги пророка Иезекииля, текстов Бродского и Евгения Мякишева, и обращены скорее к ассоциативной памяти зрителя.

Возможность прикоснуться к традиционной культуре в первозданном виде предоставил публике якутский театр «Олонхо», привезший моноспектакль Венеры Петровой «Кубулгат Куо» («Преображение»).


"Новый жилец". Фото предоставлено пресс-службой театра

Взяв пьесу Ионеско «Новый жилец», режиссер Студенческого театра Тарту Калев Куду захотел воплотить ее сакральный смысл. История о новом жильце, приказавшем грузчикам заполнить комнату мебелью, поставлена в замедленных ритмах, как торжественный церемониал. Спектакль далек от комикования и желания психологизировать абсурдистскую пьесу, что было бы привычней для русской публики. Театр абсурда в таком варианте — метафизический, выражающий ужас бытия.

А вот «Посторонний» Камю в прочтении режиссера Юлии Паниной из петербургского театра «Особняк» на удивление легок и ироничен. Герои живут говорят о любви, увлечениях, разных мелочах и моменты их неожиданного пересечения абсурдно комичны. Тем серьезнее кажется финал, когда «посторонний» осознает неизбежность своей смерти.

XX «Рождественский парад» объединил прошлое и современность. Поэтому его логичным завершением стало вручение учрежденной в этом году премии «Лев», которая посвящена памяти петербургского театроведа Льва Гительмана.

Первым обладателем элегантного бронзового льва стала народная артистка России Галина Карелина, чья судьба много раз пересекалась с фестивалем. Работавшая с великими корифеями «Александринки», Галина Тимофеевна играет сейчас у Фокина и Могучего, а также в авангардистской «Мухе» молодого режиссера Олега Еремина. Ее биография доказывает, что традиция и эксперимент обогащают друг друга, к чему «Парад» всегда тяготел.

Евгений Авраменко

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе