Там, где нас нет

Новый сезон «Центра имени Константина Треплева» открылся на Камерной сцене Волковского театра 10 ноября. Центр начал работу два года назад. Он стал пространством смелых экспериментов, новой возможностью поместить современность на театральные подмостки. Здесь публике предъявляют не отточенные постановки, а эскизы по пьесам современных авторов.


На этот раз сезон открылся эскизом спектакля «Где ты?» в постановке Дениса Азарова. Литературной основой спектакля стала «эмигрантская пьеса» с одноимённым названием. Она была написана в этом году молодым российским драматургом Даной Жанэ.

Эскизная постановка, сделанная всего за 4 дня, лишь слегка затронула сюжетные линии пьесы. Эмиграция как проблема осталась за пределами сцены – остались лишь образы нескольких персонажей, которые однажды покинули Россию, чтобы вернуться или не вернуться назад.

Подлинной причиной психологической драмы каждого видится вовсе не отъезд или возвращение – это был только повод, отправная точка внутреннего конфликта. Их всех терзает одиночество, невозможность найти в мире «ближнего своего» или место для самого себя.




Где я? – этим вопросом открывается каждый из эпизодов постановки.

Наиболее приспособленный персонаж, Лео, успешно вписал себя в суматошный круговорот жизни заурядного обывателя. Он работает в фирме отца. У него есть дочка Ева и тысяча галстуков разных цветов. Этот круг тесен, но возможно ли покинуть его? Жизнь обвилась вокруг шеи тугой петлей галстука, и дальше – ничего, ничего нет. Никого и нигде.


Девушка Наташа живет во французской глубинке с 63-летним мужем. Она со слезами и улыбкой накрывает на стол, она давится салатом, сетует на слабые транквилизаторы, бьет об пол посуду — взаправду, вдребезги. На сцене осколки и кровь.



Что в результате? Жизнь не состоялась — ни в России, ни за её пределами. Каждый безвозвратно утратил что-то единственно ценное или осознал невозможность новых обретений. Как писал Жан-Поль Сартр, у человека в груди дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему. Герои спектакля полны собственной пустотой. Они ищут, но не могут найти в жизни достаточно содержания. Они бегут от пустоты, но и сами взращивают её в себе.

Как говорят, хорошо там, где нас нет, — и Саша, вернувшись в Россию, видит один и тот же сон – как она снова в Париже, работает нянечкой, играет с чужими французскими детьми, которые давно о ней забыли…



Серж вспоминает, вспоминает, вспоминает… но ему не за что зацепиться. Нет цели, нет направления, чтобы сделать шаг — и человека, который помог бы ему перешагнуть ещё один день. Быть может, когда-нибудь… Но нет, никогда. С хлопком и красными брызгами пуля разбивается о висок.

И эта пуля из пейнтбольного шарика, и истерика с метанием кувшина с салатницей, и унылое завывание баяна, временами превращающееся в монотонный писк кардиомонитора, — Денис Азаров за считанные часы репетиций сделал постановку “Где ты?” не только цельной, но и остросовременной по приёмам, разнообразной по средствам выражения эмоций героев. У каждого героя — своя символика, особый ритм сценического движения. Разумеется, велика здесь и заслуга артистов театра — Александры Чилин-Гири, Анны Ткачевой, Сергея Яковлева, Владимира Киммельмана. Полуимпровизационный эскиз в их исполнении смотрелся как слаженная и отработанная постановка.

Как и предыдущие экспериментальные работы Центра Треплева, эскиз “Где ты?” имеет большой шанс вырасти в полноценный спектакль. Этот путь уже прошли “Бабаня”, “Двое бедных румын, говорящих по польски” и другие постановки.



Фото Всеволода Шапошникова

 Imenno.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе