Театральный критик Павел Руднев о тенденциях "Золотой Маски"

Какие тенденции отражает нынешний номинационный лист "Золотой Маски"?
Он поддерживает очень важный настрой последних фестивалей на усиление провинциальной части афиши, что по сути является в "Маске" главным: баланс столичной и региональной культуры, демонстрация ресурсозависимости, плотного единства.
 Пока столичный театр представлен традиционными лидерами театра - от Гинкаса до Могучего, от Бородина до Серебренникова - провинция уже формирует тех, кто неизбежно встанет в очередь к признанным: Петр Шерешевский, Семен Александровский, Андреас Мерц-Райков, Денис Бокурадзе. К ним примыкают работающие в столицах Максим Диденко и Марат Гацалов.
Невероятно пестро представлена в этом году афиша малых городов, что свидетельствует о том, что чудо случается, когда государство и конкретные люди инвестируют, вкладывают свою энергию в дело: в афише Минусинск, Новокуйбышевск, Серов (последние два города вообще впервые!!! на фестивале).
Очень важно появление башкирского спектакля "Черноликие" - не только появление нового режиссерского имени Айрата Абушахманова, но и присутствие нерусскоязычного зрелища с остросоциальной проблематикой, спектакля о религиозной нетерпимости, исламский взгляд на вещи, внутренняя социокритика.
"Элементарные частицы" Александровского - вербатим-спектакль про Новосибирский Академгородок и "Человек" из Александринского театра - пластико-музыкальная композиция на темы тоталитарного прошлого, в котором попиралась вера в человека, - работы, в которых поддерживается гражданская, социальная роль театра. Сюда же примыкает и один из самых значительных спектаклей прошлого сезона "Кабаре Брехт" Бутусова, который теперь доедет до Москвы.
Многими замечено, что чем классичнее текст, легший в основу спектакля, тем у спектакля больше шансов оказаться в номинантах. В этом году многое опровергает эту очевидность: тут и повесть Замаятина "Наводнение", которую поставил Песегов, и сценарий фильма Довженко "Земля", что сделал Диденко на Новой сцене Александринского театра, и важнейший роман о трагедии Второй мировой войны "Толстая тетрадь" Аготы Кристоф, сделанная в Пермских куклах Александром Янушкевичем, и важнейший писатель современности Владимир Сорокин, чья "Теллурия" поставлена Маратом Гацаловым, и важнейший драматург современности Иван Вырыпаев: его "Пьяные" стали для Андрея Могучего первой безусловной победой в БДТ, на большой сцене, со смешением корифеев и молодежи, с отвагой и силой откровения.

Что мне кажется упущенным (при том, что понимаю сложности отбора): в особенности, "Все оттенки голубого" Константина Райкина, "Хармс.Мыр" Диденко в Гоголь-центре, а также "Переворот" Юрия Муравицкого в "Практике", "В начале и в конце времен" Романа Виктюка.
Автор
Павел Руднев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе