"Тот, кто будет играть не по правилам, вылетит из игры"

Худрук балета Большого театра рассказал о своих планах

В Большом театре состоялся брифинг, на котором генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов представил журналистам нового художественного руководителя балета Сергея Филина. После брифинга ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА расспросила СЕРГЕЯ ФИЛИНА о ближайшем будущем театра.

— Чем вас, худрука преуспевающего Музтеатра Станиславского, заманили в беспокойный Большой? 

— Мне предложили вернуться в родной дом, где я проработал 20 лет, где меня любили, в котором меня ждут. Думаю, это имело решающее значение. Я прихожу сюда не один — с людьми, которым я доверяю, с которыми работал в Музтеатре Станиславского. Это мой советник Диляра Тимергазина, мой помощник Наталья Маландина, еще несколько человек — инспектор балета, помощник по репертуару, по составам. Команда для меня — самое главное. Разумеется, все это с разрешения Анатолия Геннадиевича (Иксанова.— "Ъ"), его поддержка для меня очень важна.

— Для вашей команды откроют новые рабочие места или она займет должности работников Большого?

— Думаю, штатное расписание особо не расширят. В ближайшее время я должен разобраться, кого надо оставить из тех людей, которые работают в Большом сейчас. А как будут называться должности членов моей команды, мне безразлично. Главное, каждый из них четко знает, чем должен заниматься. Ведь скоро откроется основная сцена, а это означает, что уже сейчас мы должны выстроить стратегию и тактику для двух площадок. Поэтому сегодня надо все разгребать, чистить, чтобы выйти на две сцены уже полностью сформированным составом, в котором останутся только те люди, которые умеют и хотят работать.

— Значит, самые непопулярные решения вы будете принимать до открытия основной сцены. А ваши первые шаги?

— Плюс к своим помощникам я хочу взять одного конкретного балетного дирижера и двух новых педагогов, пока я не хочу называть их имена. А главным педагогом сделаю Николая Цискаридзе, знатока традиций и наследия Большого театра.

— Вы пришли в Большой на пять лет раньше Николая Цискаридзе. Почему он знает о наследии больше вас?

— Просто я никогда не говорю о том, что знаю, а он говорит — всегда и везде. Чтобы понять, правда это или нет, надо дать возможность человеку попробовать сделать то, что он хочет. К сожалению для Николая Цискаридзе, должность художественного руководителя Большого уже занята на пять лет. Но использовать его энергию и знания я обязан.

— А если ему как главному педагогу не понравятся те учителя, которых вы собираетесь пригласить?

— Я бы предложил всем сыграть в игру под названием, скажем, "Большой "Титаник"". Представим, что мы находимся на корабле, который получил м-а-аленькую пробоину. И для того чтобы он не ушел на дно, каждый из нас должен занимать то место, на котором он принесет наибольшую пользу. Но в этой игре есть правила. Тот, кто будет играть не по правилам, вылетит из игры. Остальные успешно достигнут финиша и получат призы.

— Собираетесь ли вы пополнить труппу Большого артистами Музтеатра Станиславского?

— У меня договоренность с директором балета Музтеатра Станиславского, что я не трону его людей. Но есть артисты, которых туда привел я,— Семен Чудин, Кристина Кретова, Марина Тюрина. На них он претендовать не может. И если они захотят перейти в Большой, я буду этому искренне рад.

— А что насчет Геннадия Янина? Вы оставите его в труппе после громкого скандала, жертвой которого он стал?

— Я предложил ему остаться в качестве артиста балета, он согласился. В некоторых партиях, скажем, в "Пламени Парижа" он действительно незаменим — второго состава просто нет. Его Людовик XVI украшает спектакль, и Янин, конечно, поедет вместе с нами на гастроли в Париж. В дальнейшем, думаю, он будет танцевать свои партии, но не очень долго — максимум год.

— Вы будете менять репертуарные планы Большого, которые уже сверстаны до 2013 года?

— Это один из главных вопросов, который мы обсуждали с Анатолием Геннадиевичем. Он сказал: "Если вы захотите что-либо скорректировать, вы имеете на это полное право". Я изучу все, что было запланировано, и, возможно, этим правом воспользуюсь. Пока могу сказать точно: первой моей большой работой будет "Спящая" Юрия Григоровича, ею откроется основная сцена. Я счастлив, что смогу работать с этим замечательным мастером, он излучает невероятный заряд энергии.

— Вы будете опираться на него в репертуарной политике?

— Не могу сказать, что мы будем использовать все, что поставил Григорович. Но Юрий Николаевич — не просто история Большого, он прошел через все смены курсов, через театральные революции. Я бы хотел использовать его колоссальный опыт великого политика и очень надеюсь на его мудрые советы.

— То есть вы — такой Аль Пачино, а он — Марлон Брандо?

— Ну, примерно так.

ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе