Тригернуться в театре можно от чего угодно

Во второй фестивальный день состоялся мастер-класс лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Кирилла Люкевича «Site-specific – создание спектакля вне сценического пространства».

Большинство из нас воспринимают пространство города, как бытовое явление, мы видим его только «со своей стороны». Спектакль сайт-специфик перемещается из привычной театральной коробки в городское пространство, делая его полноценным участником театрального процесса. «Меняя свой угол зрения, преломляя его, мы видим город по-другому, при этом не меняя его. Мне кажется, что в этом больше театра, чем в отрепетированном миллионы раз на сцене спектакле».

Кирилл рассказал об опыте создания спектакля сайт-специфик на примере его режиссёрской работы «4elovekvmaske», получившей «золотую маску» в номинации «эксперимент». 4elovekvmaske – документальный спектакль-исследование контекста граффити в городской среде. После мастер-класса Кирилл ответил на вопросы для блога РОЗОВФЕСТа.

Давайте представим, что вы попали в компанию незнакомых людей. Что бы вы рассказали о себе в первую очередь?

Я люблю театр во всех его проявлениях, поэтому им и занимаюсь. Обожаю играть со своим сыном, очень многому у него учусь. Например, он как-то мне говорит: «Пойдем гулять!», а я ему отвечаю, что, блин, плохая погода, дождь. На что он мне отвечает: «Папа, там отличная погода, дождь». В нашем взрослом восприятии мы говорим, что дождь – плохая погода. Но на самом деле это отличная погода, просто для другой ситуации или настроения.

Самый популярный ваш спектакль, о котором чаще всего можно услышать – это «4elovekvmske», получивший золотую маску. Было ли связано стремление вынести спектакль за границы привычного сценического пространства с реалиями 2020 года, когда было невозможно проводить мероприятия в помещениях с большим количеством зрителей?

Нет, локдаун был объявлен в мае, а спектакль мы начали придумывать и разминать в сентябре, до нового года мы собирали документальный материал. И только после этого мы начали искать пространство, собирать окончательный текст и репетировать. Весь репетиционный период у нас выпал на локдаун, и спектакль мы выпустили 7 июля.

Мне кажется, что формат спектакля сайт-специфик сам по себе довольно не предсказуемый, так как он связан со многими отвлекающими факторами. Бывали во время спектаклей форс-мажоры, мешали ли они процессу?

Была одна ситуация. Мы не редактировали наш маршрут, никак его не дополняли, ничего не дорисовывали. Как-то раз актёр Никита решил нарисовать новый граффити, в очень удачном месте. И вот буквально через 3 дня у нас спектакль, до места, где нарисовано граффити, мы в процессе спектакля ходили. Подходим к месту, где нам нужно пройти, а там стоит огромный двухметровый забор с колючей проволокой. И мы включили эту историю в полотно спектакля, Никита рассказывал в этой точке маршрута, что вот этот забор стоит из-за меня, потому что я здесь рисовал. Это о живой среде, которая меняется. С премьеры прошло два года, и спектакль уже другой, что-то закрывается, что-то новое открывается.

6prDPLX-nSs.jpg

Формат сайт-специфик это про форму или про содержание?

Главное всё равно содержание, форма всегда вторична. Мы вышли на улицу для того, чтобы лучше прояснить содержание.

Что нужно, чтобы получился спектакль сайт-специфик?

Сайт-специфик – это когда окружающая среда и зритель становятся полноценными партнёрами для актёра. Когда три этих составляющих начинают работать вместе, для общей идеи, помогая друг другу, получается спектакль.

Как вы думаете, возможно ли перенести ваш спектакль по миру граффити в Ярославль?

Можно. Мы же играли этот спектакль в Москве. Просто мы приехали пораньше, чтобы найти новый маршрут, написать другую пьесу и понять контекст московского города. И главная мысль нашего московского исследования – в Москве нет граффити. Их убирают в тот же день, когда они создаются. Это разный контекст разных городов.

Автор
Беседовала Вика Спасёнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе