Волковский театр готовит премьеру

25, 26 марта в Волковском театре премьера «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова, которому в этом году исполняется 120 лет. Режиссер — лауреат Российской театральной премии «Золотая Маска», Евгений Марчелли. Этот новый зрелищный опыт — достаточно необычный даже для такого автора радикальных сценических решений, как Марчелли. Режиссер существенно раздвигает горизонты булгаковского сюжета, выносит действие за рамки сцены и превращает всё пространство Волковского театра в площадку для игры. В главных ролях: Анастасия Светлова (Зойка), Валерий Кириллов (Аметистов), Николай Шрайбер (Обольянинов)

Место действия трагифарса Булгакова — Москва середины 1920-х годов периода нэпа, праздничная и взвинченная, преломленная в кривом зеркале фирменной булгаковской фантастики. Та эпоха, когда люди понимали, что их лихорадочное веселье — не на века. Каждый срывал «цветы удовольствия», но и рассматривал пути к отступлению. Главная героиня пьесы — Зоя Пельц — с помощью авантюриста Аметистова решает открыть в своей квартире пошивочную мастерскую, ателье для богатых нэпманш. Однако ателье — лишь искусная ширма. По вечерам квартира Зои превращается в «веселый дом» для состоятельных клиентов. А модели — в «жриц любви». С помощью своего предприятия герои рассчитывают заработать на бегство в Париж. Однако мечты их терпят крах. Герои пьесы проходят через ситуацию подчас дьявольского соблазна, искушения, которое не в силах преодолеть.

В призрачном, чреватом превращениями, пространстве булгаковской «Зойкиной квартиры», так похожем на другую «нехорошую квартиру» № 50 из «Мастера и Маргариты», правит бал демонический, меняющий обличья администратор Аметистов. Врываются бравурные звуки рояля, курится опиумный дым, развеваются волны материи, а в таинственном шкафу исчезают люди. Разнузданное веселье вечеринки, во время которой перед читателями мелькают колоритные персонажи с говорящими именами Гусь-Ремонтный, Херувим, Мертвое тело Ивана Васильевича, напоминает бал у Сатаны.

Но судьба не баловала пьесу удачными постановками, в отличие от «Дней Турбиных» (1926), долгое время бывших визитной карточкой. Московского художественного театра, или телефильма «Несколько слов в честь г-на де Мольера», поставленного Анатолием Эфросом в 1973 году. Спектакль Вахтанговского театра (1926), по заказу которого была написана «Зойкина квартира», хотя и имел зрительский успех, но трактовал пьесу как социальную сатиру на нэпманский быт. В середине 1980-х, спустя более 50 лет после запрета в 1929 году, пьеса вернулась на сцену. Однако мало кому в то время удалось воплотить особый колорит, образность пьесы, на стыке реальности и фантастики. Режиссеры чересчур увлекались — кто криминальной стороной дела, кто — изображением нэпманского быта, а кто-то видел в образах хозяйки «нехорошей квартиры» Зойки и графа Обольянинова — фигуры трагические, попавшие под жернова истории. В Ярославском академическом театре им. Ф. Волкова «Зойкину квартиру» поставил в 1987 году актер Вадим Асташин. Темой того спектакля была погоня за миражами, за мнимым счастьем. Критики писали о его «отточенных остротах, пикантных сценах, блестящих диалогах». В роли Зои Пельц выступила з.а. России Татьяна Исаева.

Евгения Марчелли, при его склонности к рискованным и острым решениям, не увлек ни пикантный сюжет, ни социальная подоплёка истории. По словам режиссера, главная героиня его спектакля, «Зойка — человек, загнанный в угол, не смогший реализовать себя в жизни, профессии, любви. Дело, которое она затевает с Аметистовым — не публичный дом, а некая среда, как бы клуб. Без „кабинетов“, без темы спаривания, без едва одетых моделей на подиуме. А театр. Искусство. И они так увлекаются им, что забывают, что хотели заработать на этом денег и удрать в Париж». Авантюрными персонажами его спектакля движет художественный азарт, жажда преображения окружающей их неприглядной действительности. Поэтому режиссер решительно ломает композицию пьесы, предлагает свой поворот сюжета, в котором нет места финальному разоблачению и аресту героев сотрудниками уголовного розыска.

Булгаковская пьеса для Марчелли — лишь отправная точка большого театрального путешествия, в которое предстоит отправиться зрителям, стать участниками своего рода карнавала, местом действия которого должен стать весь Волковский театр. Как говорит режиссер, «мне хочется, например, чтобы в антракте в фойе происходило какое-то провокационное действо. Бегали какие-то ряженые китайцами люди, орали, кого-то из зрителей обмеряли, примеряли костюмы. Как бы некая пошивочная мастерская. И чтобы в первом антракте играл большой хороший джазовый оркестр». Фантазия режиссера преодолевает быт, игнорирует реалии 20-х годов и намечает перспективу искусства XX века. Поэтому в третьем акте мечты героев спектакля, участников «домашнего театра» Зои Пельц и Аметистова, воплотятся в эффектном музыкально-хореографическом представлении, составленном из номеров знаменитых мюзиклов — «Кабаре», «Чикаго» и др. По словам Марчелли, «одна из главных тем их вселенского театра — любовь, история мужчины и женщины, двух миров, которые идеальны, гармоничны, но вместе сосуществовать не могут».

В ролях: з.а России Татьяня Гладенко, з.а. России Татьяна Малькова, з.а. России Ирина Сидорова, Наталья Асанкина, Любовь Ветошкина, Юлия Знакомцева, Наталья Мацюк, Мария Полумогина, Анастасия Светлова, Ольга Старк, Елена Шевчук, Александра Чилин-Гири; з.а. России Валерий Кириллов, з.а. России Игорь Сидоренко, з.а. России Валерий Соколов, Илья Варанкин, Виталий Даушев, Игорь Есипович, Кирилл Искратов, Николай Красноперов, Юрий Круглов, Алексей Кузьмин, Владимир Майзингер, Олег Новиков, Владимир Шибанков, Николай Шрайбер и др.
YarLand
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе