Ярославская область. Подмостки в бывшей котельной

Данилов мы приехали, чтобы встретиться с руководителем самодеятельного театрального коллектива «Диодор» Галиной Михайловной Прошуниной (на снимке). Были о ней наслышаны: знающие её люди отзывались о Галине Михайловне как о редчайшем подвижнике, энтузиасте своего дела. Говорили, что таких, как она, днём с огнём не сыщешь. Кто же откажется от знакомства с таким интересным человеком? Недолго думая, мы собрались в дорогу.
 

Данилов нас встретил красочными афишами, оповещающими о скорых гастролях в городе одного из ярославских театров. Мы порадовались: если приезжим служителям Мельпомены уделяют столько внимания, то уж свой собственный театр, наверняка, на руках носят! Интересуемся в Доме культуры, где нам найти Галину Михайловну. Равнодушный ответ молодой сотрудницы ДК «а её здесь вообще не бывает» вгоняет нас в оторопь.


– Как так? – недоумеваю я, – ведь театр «Диодор» числится при Доме культуры, да и встретиться мы с ней договорились именно здесь.


– У театра – отдельный вход, – неохотно поясняет барышня и указывает местонахождение искомого нами объекта пренебрежительно-выпроваживающим жестом руки.


Следуем в заданном направлении, обходим клуб по периметру и обнаруживаем сбоку неказистую дверь. Полустёртая надпись от руки (то ли мелом, то ли белилами) оповещает, что здесь, действительно, располагается театр. На стандартном листе писчей бумаги объявление о том, что сегодня состоится премьера детского спектакля. Странно, а в Доме культуры нам про это даже не обмолвились!


– Ничего странного, – уверяет нас запыхавшаяся Галина Михайловна (она опоздала на встречу, потому что бегала по школам, распространяла билеты на сегодняшнее представление), – играем-то мы здесь, в своих хоромах, Дом культуры вроде как и ни при чём.


Осматриваем «хоромы». Очень небольшая комната с несколькими рядами стульев и сценой. Стены декорированы самодельными веерами, картинами-коллажами, которые, как оказалось впоследствии, делает сама Галина Михайловна, головными уборами «под старину» (её же производства), многочисленными грамотами и дипломами, вручёнными театральному коллективу «Диодор» на различных фестивалях. Сцена настолько мала – полтора метра глубиной и метров пять в длину – что скорее напоминает подиум. Однако там, кроме занавеса, умудрились разместиться увитые цветами решётчатые окна, скамейка… Это – декорации, сегодня же в театре спектакль! Однако на мой непосвящённый взгляд никакой артист на этой сцене уже не поместится в принципе.


– Что вы! – смеётся руководитель. – Мы тут такие многонаселённые спектакли ставим, уж привыкли.


Раньше в этом помещении была… котельная. Потом некоторое время здесь располагалось детское кафе, и вот несколько лет назад в пустующей комнате, наконец, получил прописку театральный коллектив. Своими силами сделали ремонт, обжились.


Галина Михайловна Прошунина – не местная, в Данилове обосновалась десять лет назад, оставив в прошлом бесконечные переезды по всему Советскому Союзу: муж был военным, семья колесила по городам и весям не один десяток лет, благо в любой точке света профессия Галины Михайловны (она медик-рентгенолог по образованию) была востребована. Но, что удивительно, куда бы её ни заносила судьба, первым делом Галина Михайловна записывалась… в художественную самодеятельность: с детства она обожала театр, играла в школьных спектаклях, втайне мечтая о серьёзных ролях на профессиональных подмостках. Мечте, пусть и в несколько изменённом виде, удалось сбыться лишь после выхода нашей героини на пенсию.


Приехав в Данилов, она, знакомясь с городом, первым делом зашла в краеведческий музей. Увидела несколько старинных фотографий: оказывается, в городе всегда был театр! Сохранился групповой снимок драматического коллектива клуба имени Ленина станции Данилов Северной железной дороги, датированный 1924 годом, нашлись и послевоенные афиши от 1953 года, извещающие о спектакле «Свадьба с приданым». «Вот бы и нам возродить даниловский театр!» – загорелась тогда Галина Михайловна и бросила клич. На встречу пришло немало любителей театра – больше двадцати человек. Однако, когда начались репетиции, Галина Михайловна поняла, что на одной любви к театру далеко не уедешь – нужны и какие-то профессиональные навыки, чтобы руководить коллективом. Договорилась о частных уроках с преподавателями Ярославского театрального института, выучила азы сценической речи и движения, получила представление об изготовлении декораций. Третий год занимается в творческом объединении «ДАР» (расшифровывается как «Дом актёра и режиссёра») при областном Доме народного творчества, здесь занятия ведёт опытный педагог, актёр театра юного зрителя Юрий Иванов. Костюмы, декорации – к слову, всегда шикарные, неизменно отмечаемые жюри на всех фестивалях, – Галина Михайловна шьёт и изготавливает для спектаклей своего театрального коллектива сама.


Каждый сезон коллектив выпускает по два спектакля – детский и взрослый. В работу берут серьёзные драматургические произведения, сделавшие бы честь и репертуарной афише профессионального театра: «Поздняя любовь», «Праздничный сон до обеда» по Островскому, «Собака на сене» Лопе де Вега… Энтузиазм даниловских театралов был отмечен на фестивале «Живое дыхание классики», который проводил народный театр посёлка Пречистое, семью (!) дипломами. На проходившем в этом году в Ярославле фестивале «Провинциальные подмостки» коллектив был удостоен диплома «За любовь к театру».


На первый взгляд, всё замечательно. Театр в городе на слуху, даже далёкие от страстей Мельпомены люди соглашаются, что такой коллектив Данилову необходим, а уж поклонники театра Галине Михайловне на улице и вовсе проходу не дают, интересуются, когда «Диодор» порадует своих почитателей чем-нибудь новеньким. Но Галина Михайловна сетует, что энтузиазм самодеятельных артистов гаснет год от года, сталкиваясь с бытовыми трудностями. Репетировать, а то и играть спектакли приходится на крошечной, абсолютно не приспособленной для этого сцене; большой зал Дома культуры, когда ни приди, всегда занят: то киносеанс, то дискотека, то другие коллективы занимаются, так что вклиниться со своими репетициями театральному коллективу практически невозможно; управление культуры в лице начальника Евгении Николаевны Данько демонстрирует полное непонимание проблем театра и так далее…


– Вот я говорю Евгении Николаевне: у меня декораций нет. А она мне советует: играйте, дескать, без декораций, сейчас все так играют. Я настаиваю, что мне просто необходимо для мизансцены дерево, а мне отвечают: повесьте на стул табличку «дерево» и играйте себе, – делится своими горестями Галина Михайловна. – Мои артисты обижаются, говорят, пускай Евгения Николаевна сама играет без костюмов и декораций, а мы не станем…


Судить подобный конфликт со стороны очень трудно. Лет эдак …дцать назад, окончив училище культуры, я сама была режиссёром театральной студии и, помнится, бесконечно воевала с директором клуба, отстаивая свой взгляд на прочтение той или иной пьесы. Директор же, умело жонглируя скучными, по моему тогдашнему мнению, понятиями «смета», «план мероприятий», «финансирование», пытался вернуть меня на грешную землю. Естественно, мы отчаянно с ним конфликтовали… Очевидно, нечто похожее происходит и в Данилове.


Мы поинтересовались у начальника управления культуры Евгении Николаевны Данько её мнением об этой ситуации:


– Галина Михайловна – большой энтузиаст своего дела и… очень смелый человек. Нельзя сказать, что управление ничего не сделало для этого театрального коллектива (лично я поостереглась бы называть самодеятельный коллектив громким словом «театр», но у его руководителя на сей счёт другое мнение). Если уж на то пошло, то бывшую котельную в качестве репетиционной базы Галина Михайловна выбрала сама: мы предложили ей пустующий на тот момент прекрасный зал в краеведческом музее (сейчас там располагается отдел природы. – Авт.).


Что касается споров по использованию большого зала в Доме культуры, то тут тоже всё непросто. Кроме театра в ДК занимаются два больших коллектива – хореографический «Экзотика» и ансамбль народных инструментов «Козуля». И тем, и другим без сцены – никак. От дискотек и киносеансов в провинциальном городке, не избалованном развлекательными мероприятиями, тоже никто отказываться не собирается. Вот и получается, что нашла коса на камень. Евгения Николаевна говорит, что лично она всегда готова к сотрудничеству, но удовлетворить непомерные претензии руководителя театрального коллектива не в состоянии.


– Галина Михайловна хочет, чтобы её театру было выделено отдельное здание. Были бы такие возможности у города, кто бы был против? Но у нас в Данилове вообще нет ни одного специально выстроенного типового учреждения культуры, все здания – приспособленные. Нам бы дыры залатать да сделать так, чтобы потолок зрителям на голову не упал…


– А с декорациями что за история вышла?


– Я всегда пеняла Галине Михайловне, что она слишком много внимания уделяет внешнему оформлению – костюмам, декорациям, а спектакли сами на момент сдачи «сырые», абсолютно не готовые к показу. Нет, надо отдать ей должное, к премьере все наши замечания учитываются, актёры мобилизуются и всё в итоге получается неплохо. Но при всём моём уважении к энтузиазму Галины Михайловны и ко всему, что она делает для культуры города, я считаю, что амбиции ей надо бы поумерить.


В следующем году театральному коллективу «Диодор» исполняется десять лет. На юбилейный год у Галины Михайловны Прошуниной – серьёзные планы. Хочет восстановить некогда пользовавшийся огромной популярностью у местных зрителей спектакль «Опасный, опасный, очень опасный», организовать капустник, провести областной театральный фестиваль, посвящённый творчеству актрисы Татьяны Дорониной, уроженки здешних мест. Последняя идея уже поддержана и непосредственно директором Дома культуры Ириной Сергеевной Ломакиной, и начальником управления культуры Евгенией Николаевной Данько.


Очень хотелось бы, чтобы этот хрупкий мостик понимания окреп, ведь по большому счёту делить-то нечего. Ни для кого не секрет, что культура вообще, а в провинциальных городах особенно, держится на энтузиастах своего дела, и эти люди работают не ради денег, славы и наград, а ради признания тех, кто живёт на соседней улице, в одном с тобой городке. И было бы очень жаль, если бы самодеятельный театр в Данилове, имеющий столь глубокие исторические корни, не выдержав столкновения с реалиями сегодняшнего дня, вновь стал всего лишь историей.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе