За руку со смертью: «Последний срок» на сцене Волковского театра

Спектакль по повести Валентина Распутина на Камерной сцене Волковского театра поставил народный артист России Валерий Кириллов.

В четверг, 16 апреля, состоялся предпремьерный прогон постановки. Спектакль длился более двух часов, но зал смотрел его на одном дыхании.

В спектакле очень много воздуха. Атмосферу легкости и полёта создают, в частности, «цифровые декорации» — видеопроекции. На заднем плане в такт происходящему сменяют друг друга живописные картины природы – колосья на ветру, птицы на ветвях деревьев, лес с высоты птичьего полеты, дождь, лесной пожар. Несколько более приземленной постановку делает дощатый интерьер. Кровать, стол, баня, скромное убранство деревенской избы, где доживает последние дни старуха Анна (народная артистка России Татьяна Иванова) — мать пятерых детей, приехавших проводить её в последний путь. Но проводы затянулись – Анна словно воскресает, почуяв рядом близких. «Мёртвая не мёртвая, а назадь, сюды к вам воротилась».Постановка открывается лирическим вступлением и завершается столь же лирично – в финале герои как будто снова становятся маленькими детьми — спрашивая мать о смерти, получают утешительные ответы вместе со стаканом молока. «Нет, умирать не страшно». Пусть даже жизнь обманула, пусть даже жизнь прошла — они всё же счастливы, что им довелось ходить по земле. Этот позитивный посыл сопутствует действию на протяжении всей постановки — но сопутствует действию и смерть.

Зритель поневоле смеется, когда Варвара (заслуженная артистка России Татьяна Малькова, Наталья Асанкина) оплакивает ещё живую мать, Люся (Людмила Пошехонова) примеряет черное платье, которое торопится сшить к похоронам, а Михаил (Олег Павлов) с Ильей (Николай Лавров), купив два ящика водки на поминки, отправляются выпить «за здоровье матушки». Комичности добавляет и внучка Нинка, которая завязывает хвостики в шевелюре «дяди Ильи», изображает то индейца, то разведчика и постоянно резвится поблизости, напоминая героям об их собственном детстве.

Однако за заслоном смеха разворачивается трагедия. Все и думать забыли об умирающей матери – любой разговор перерастает в перебранку, любое действие оборачивается бестактностью. Анна беспокойно взирает на то, как её дети ссорятся друг с другом по пустякам, и умоляет их прекратить – напрасно. Перед лицом смерти все их пустые ссоры мелки, перед лицом матери – бесстыжи, однако остановиться они не могут. Память детства ещё жива в них – но еле теплится под ношей прожитых лет.

Кажется, старуху понимает только Нинка (Мария Полумогина, Ирина Наумкина) — в финале девочка садится рядом с ней, желая утешить — просит всех замолчать. Параллель старость-детство прослеживается от начала и до конца спектакля, вплоть до деталей — балдахин, под которым спит старуха, напоминает колыбель, висящую рядом, Анна просит приготовить ей манную кашу, которой раньше кормили Нинку, а Нинка, схватив палку, передразнивает старуху, стоя сзади и повторяя её движения.Анна всё прощает детям – не держит на них зла. Ей бы только увидеть их напоследок и отойти в мир иной. На Танчора, её любимица, всё не едет. «Сегодня не приехала, завтра приедет» — успокаивают её поначалу. Однако и этой, последней радости ей дождаться не удастся. «Незачем ей сюда ехать» — решил Михаил и отправил сестре телеграмму.

Узнав об этом, Анна не хочет больше жить. «Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою». И смерть приходит – как избавление. Как путь в новый дом, куда старуха отправляется, взяв с собой чемодан, и её строгое лицо угасает в глубине сцены.

Смерть позвала её домой.
- Когда к таким большим писателям, как Распутин, прикрепляют ярлыки «мастер деревенской прозы» или «мастер военной прозы» – это всегда не очень справедливо, — отметил Валерий Кириллов перед прогоном. - Любой крупный писатель пишет про людей. Мне очень хочется, чтобы в этом произведении вы увидели отражение частички себя, потому что все эти темы есть внутри каждого из нас.

Премьера спектакля — 17, 18, 19 апреля.

 

Фото Маргариты Белозеровой

Автор
Елена Кузьмичева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе