«Записки покойника»

Премьера Студии Женовача по нескольким произведениям и воспоминаниям Булгакова, а также с привлечением «к ответственности» Станиславского.

В спектакле использованы фрагменты книги «Работа актера над собой» и репетиций Станиславского

«Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего» - говорит один из персонажей «Театрального романа» (он же – «Записки покойника»). Как раз того самого романа, который так по-разному ставится разными режиссерами. Он может стать одновременно и пародией, и фантасмагорией, и сатирой, и объяснением в любви, и комедией, и страшной трагедией – в студии Женовача он превращен в безмерный булгаковский мир, с присущей ему чертовщиной. Скажем, никто же не думал не гадал, как близко сегодня отзовутся слова Елены из «Дней Турбиных» о взрывах и зареве гражданской смуты над Киевом. А вот же.

Не знаю, как вам, а мне не удалось ущучить в сознании этот переход к чуду: только что ты сверял билет с номером на кресле, шуршал программкой и шептался с соседом - и вот уже это все унеслось куда-то на задворки бытия, и ты уже в комнате и перед тобой на кровати лицом к стене лежит начинающий литератор Максудов-Булгаков (сразу главная и уверенная роль 23-летнего, но потомственно-талантливого Ивана Янковского). За стеклом балконной двери ветер шевелит сохнущей на веревке белой рубашкой. Литератор встает, пробует, высохла ли, надевает ее, садится к лампе с зеленым абажуром – и приставляет револьвер к голове. Но стук и вваливающийся с балкона человек в черном, проткнутый штыком, отодвигают неизбежную развязку на два волшебных во всех смыслах действия.

С этого момента в комнату к писателю приходят его наваждения. Они врываются, вползают, возникают – черт знает как, с того же балкона, как Николка, Елена Тальберг, Шервинский, Лариосик - герои «Белой гвардии» и «Тубиных», из письменного стола (писатель Ликоспастов), из-под кровати и люка в полу (таинственный редактор Рудольфи и целая делегация Независимого театра, куда Булгаков приносил свою пьесу), из стенных дыр от фотографий (сценография Боровского). Комната (говорят, она точь-в точь как реальная булгаковская в Киеве) меняется в объемах, разъезжается, трансформируясь в сцену, пока ее очертания не растворяются окончательно, когда в финале вся декорация медленно осядет с ветхим треском. Роковой выстрел так и не случится – Станиславский был, как известно, против. Он тут и сам это скажет (директора «Независимого» Ивана Васильевича играет прекрасный Сергей Качанов) – во втором акте «Записок» он требует от Максудова вычеркнуть из пьесы все выстрелы: «лучше кинжал».


Премьера Студии Женовача по нескольким произведениям и воспоминаниям Булгакова, а также с привлечением «к ответственности» Станиславского

В спектакле использованы фрагменты книги «Работа актера над собой» и репетиций Станиславского. И после антракта эти репетиции разыгрываются, вызывая смех, но при этом не снижая всей драматичности отношений автора и театра. Здесь будет и сольный номер артистки Пряхиной (Ольга Калашникова), и шарж на театральную секретаршу Поликсену Торопецкую (эту драконшу играют в унисон сразу три актрисы), и уморительный дуэт несчастных Вешняковой и Бомбардова, из которых режиссер вымучивает свое «верю». А Максудов, так и оставшийся в тапках на босу ногу, глядя на всю эту театральную кухню, хватается за голову, приходя в отчаяние от всего этого абсурда и повторяя: «Когда же выйдет моя пьеса?!».

Анна БАЛУЕВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе