Режиссер, продюсер, артдиректор "Политеатра" и создатель главной театральной премии Эдуард Бояков рассуждает об итогах последнего награждения "Золотой маски".
Золотая Маска - это зеркало прежде всего. С зеркала спрашивать нет смысла. Оно просто отражает ситуацию.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Режиссер, продюсер, артдиректор «Политеатра», бывший генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска»
Практически никогда не комментирую итоги Золотой Маски, как могли бы заметить те, кому это интересно.
Но сейчас есть повод поговорить не столько о наградах, сколько о ситуации общей. Создавая фестиваль двадцать с лишним лет назад, мы с командой преследовали прежде всего творческие цели. Сейчас, несмотря на то, что структура конкурса осталась прежней (номинирование - экспертный совет, лауреаты - жюри) очевидно превращение фестиваля в исключительно политическое мероприятие.
Это именно политика. Не радикальный протест, не противостояние, не идеологическая декларация, тем более - не эстетическая.
Это именно политика. Расстановка. Попытка театрального истеблишмента, профессионального сообщества, которое при власти, постах и деньгах, удержать свои позиции. Позиции эти слабеют, все больше вопросов к народным артистам и к их театрам. И в отношении денег (куча примеров когда руководители гостеатров получают десятки миллионов рублей в год доходов) и в отношении ценностей, которые эти руководители продвигают.
Союз либеральных идеологов, ряда медийных артистов, худруков и соответствующих директоров - это факт.
Но никто не хочет воевать и лишаться кормушки.
Поэтому нужно "держаться друг друга", проявлять "солидарность" и показывать зубы.
Не перебарщивая при этом.
Поэтому - Лучший спектакль большой формы в драме - питерскому МДТ и Додину, малой формы - Александринка, которой руководит Фокин.
Это границы государственной "лояльности", это театры и имена, которых согласны принимать и левые, и правые. Впрочем правых, консерваторов-патриотов - в театре нет в принципе, правые - только во власти, поэтому на них надежда, может перестанут наконец заигрывать с этой либеральной тусовкой... Ждем состава правительства...
Пока же, после Масок МДТ и Александринке, нужно показать и "эстетическую радикальность". Типа Маска Билли Бадду в Большом или Cantos Курентизиса - лучший спектакль и кучи отдельных номинаций типа дирижера, композитора, спецприза за "художественную целостность" и тп...
Ну и конечно "политическую принципиальность":
Директор ЗМ Ревякина выражает солидарность с теми, кто в тяжелой ситуации и под следствием.
Кирилл Серебренников получает Маску как лучший режиссер в опере. Название оперы - "Чаадский".
Еще одна Золотая Маска - спецприз жюри - "Гоголь-центру под руководством Кирилла Серебренникова – За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности»...
Оставим на совести организаторам фразу "смелые поиски языка театральной современности")), не будем придираться к мелочам.
Здесь достаточно сказать главное. Декларируя таким образом и в такой форме свою "свободу и принципиальность", а на самом деле, занимаясь исключительно политикой, Золотая Маска и театральное сообщество лишает себя вообще какого -то права называться сообществом творческим.
Русский театр переживает системный кризис. Театральная критика раздавлена, кадровой политики нет и в помине. Новации и эксперимент приватизированы радикальными либеральными выпендрежниками и кликушами. Если в этой компании сказать что-то про патриотизм, национальную культуру, государственные интересы - это как громко пукнуть в приличном обществе. Современная драматургия сознательно и не без сомнительной выгоды загнала себя обратно в маргинальные форматы.
Сложилась патовая ситуация. Патовый треугольник. Три вершины этого треугольника:
1. Чиновники. На которых давит и зарождающаяся, слава Богу, здоровая идеология, и понятно какое народное мнение, возмущенное "кощунствами и провокациями". Но даже те, которые хотят что-то изменить - ограничены в своих возможностях, как сказано выше. Культурной политики, которая ориентирована на понятные ценности - нет пока. Задачи не артикулированы.
2. Статусные худруки. Многим из которых под или за 70 и многие из которых совсем уж плохо ориентируются в реалиях гибридной войны, когнитивных конфликтов и боевой семиотики)))... Но зато место свое "нагрели" и расставаться с ним не хотят. Есть среди худруков и те, кто помоложе. Но это как правило актеры известные. С ними - таже беда, ничего эти мимикрирующие обезьянки не понимают ни в идеологическом, ни в художественном процессе. Но за место держуться тоже крепко))...
3. Критика, служащие, завлиты, режиссеры на подхвате и актеры на подхвате, тусовка в широком смысле слова. Интеллигентская либеральная тусовка. Очень злобная, очень закомплексованная. И сильная надо признать. Сейчас в ее руках - практически все рычаги интерпретации театральных событий, создания модных репутаций, разные лаборатории, гастроли, отделы культуры в газетах и журналах, отношения со спонсорами типа Ирины Прохоровой, командировки на западные фестивали, коопродукция и тд... Сообщество это обширное, монопольное, там и приличные люди вынуждены вращаться. Люди конечно разные, всех под одну гребенку нельзя чесать, но основная типология понятная - жеманные, игривые геи (возраст разный, но в отличие от гламура в силе только те, кто постарше) ; одинокие злые богемные женщины; запойные диссидентствующие неповзрослевшие интеллектуалы .
***
Эти три угла треугольника (чиновники-худруки-тусовка) ничего не могут поделать друг с другом, как-то кого-то сдвинуть. Да и не нужно им особо. Поэтому и кризис.
Как он разрешится - вопрос очень важный и серьезный. Театр - да, не самое популярное и массовое искусство. Процентов пять населения ходит. Но на самом деле - это очень показательная сфера. Во многих смыслах, театр определяет завтрашнюю повестку и кино, и сериалов, и даже телевидения.
Поэтому нам нужна театральная реформа. В основе которой будет не разговор о деньгах, а разговор о ценностях.
А Золотая Маска - это зеркало прежде всего.
С зеркала спрашивать нет смысла. Оно просто отражает ситуацию.