А Марк Твен пусть утрётся

Ой, ребята, что было в четверг на Первом, что было! С вечера и далеко за полночь экран телевизора дымился от яростных филиппик известного писателя Михаила Веллера, слегка остужаемых рассудительными пассажами не менее известного адвоката Генри Резника. Гремели секунданты, туда-сюда летали ядра звонков. Впрочем, пух и перья главным образом летели от Резника, на каждый звонок в его пользу на другую чашку весов с лязгом и грохотом падали десять звонков его противников...

Как всё-таки меняется мир! В своё время программа В. Соловьёва «К барьеру!» проходила, слегка напоминая реальную дуэль. Противники швыряли друг в друга отравленные дротики аргументов, а между ними вальяжно расхаживал ведущий, который следил за тем, чтобы до убийства всё-таки не доходило и в худшем случае всё ограничивалось оглушительным дружным ором, когда слов разобрать невозможно, да, кажется, уже и не нужно. В конце программы Соловьёв задавал противникам каверзные вопросы, критически оценивая логику обоих, стараясь не обнаруживать своего пристрастия ни к одному из спорщиков.

Где те золотые деньки? Кто этот кривляющийся, пристёбывающийся, ёрничающий, плохо воспитанный господин, слегка похожий на прежнего Соловьёва, ведущий программу «Поединок», отличающуюся от «Барьера» не больше, чем Миклуха от Маклая? Впечатление, что кое-кто очень хорошо понял, с какой стороны хлеб намазан маслом, и твёрдо вознамерился этот кусочек оставить про себя.

А кусочек этот, вы же понимаете, выдаётся большинством. А большинство... Не помню кто, кажется, Марк Твен сказал: «Если ты вдруг обнаружил, что оказался в большинстве, сядь и подумай, где ты ошибся».

А большинство на этот раз было с Веллером. Вот Соловьёв это большинство открыто и возглавил. Беспроигрышный ход, я вам скажу, а Марк Твен пусть утрётся.

Тем более что спор-то был о том, вводить нам снова смертную казнь или погодить. На встрече вспоминали историю. Было ведь время, и не такое уж сверхдавнее, когда смертью каралось едва ли не любое преступление, головы слетали с плеч быстрее, чем кочаны капусты под ножом умелого огородника. Рассказывают, что во времена Великой французской революции водились так называемые вязальщицы. Это такие были благонравные француженки. Они брали вязание и чинно усаживались перед гильотиной, как теперь перед телевизором. Гильотина непрерывно рубила головы, а тётушки считали петли и время от времени следили, как головы казнённых одна за другой падали в корзину. Деткам тоже зрелище нравилось, мультиков тогда ещё не было.

Веллер призывал казнить как можно больше всех, кто плохо поступает. Убийц – ну, это само собой. Но олигархи – это ведь самые настоящие убийцы! Люди гибнут за металл! А вообще все люди с высокими доходами? Разобраться, и если доходы сомнительные – на гильотину! Если продолжить эту могучую мысль, надо отправить туда же и родственников богачей: они ведь пользовались ворованными деньгами! А родственников этих родственников?! А родственников родственников этих родственников?! Ох ты, чуть не забыл: а наркоторговцев, а террористов! С их род­ственниками, естественно.

И понеслось! Вполне приличная дама, к искреннему изумлению адвоката Резника, на голубом глазу гордо заявила, что, мол, в России правда всегда была выше закона. В общем-то она, наверное-таки, права, но ведь это, прошу прощения, призыв к самосуду! Неуважение к закону и вправду всегда было для России характерно, но хвалиться этим...

Высказываясь за смертную казнь, говорили на встрече сторонники моратория, мы высказываемся о себе. Мы кровожадны, жестоки, безжалостны. Отчего? Оттого, что не понимаем: насилие родит насилие, убив убийцу, мы не воскресим невинно убитого, просто был один труп, стало два. Я-то лично, подобно Алёше Карамазову, могу, услышав об очередном изверге, воскликнуть: «Расстрелять!» Но по зрелом размышлении пойму: это всё эмоции, а судить эмоционально возбуждённому человеку надо категорически запрещать!

Ну да, а что же делать с нелюдью, изнасиловавшему и зарезавшему малютку? Посадить его в одиночную трёхкомнатную камеру, как Брейвика, дать ему, как этому фашисту, телевизор, микроволновую печь, компьютер, дворик для прогулок и тренажёрный зал плюс любые свидания и передачи? Соловьёв эффектно оскаливал зубы и дуэтом с Веллером требовал от Резника ответить. Но что мог бедняга ответить, если все знают, что в наших тюрьмах заключённых пытают бутылкой от шампанского. Не подумайте, что сперва они эту бутылку вместе с заключённым распивают. Резнику оставалось разве что ещё раз повторить, что вот в Норвегии уважают личность любого человека, а у нас...

Я, конечно, личность Брейвика уважать ну никак не могу, но когда вспоминаю, что у нас – слышал на днях по радио – за последние десять лет самоубийства подростков выросли в 267 (двести шестьдесят семь) раз и мы по этому пункту в мире на третьем месте, начинаю понимать: нас отличает от цивилизованного мира полное пренебрежение к человеческой жизни. И чужой, и даже своей собственной. Если ни в грош не ставить жизнь, то почему бы её и не уничтожить? Так рассуждают садисты, душегубы и мы, простые обыватели, – такой жизни ни капли не жалко. Сын может убить отца, чтобы пропить его боевые медали, дочь может убить себя, чтобы насолить матери. Убить другого, убить себя – жизни цена копейка.

После убийства народовольцами Александра II, говорили на передаче, Толстой обратился к новому императору с просьбой ни в коем случае не казнить убийцу. Это Толстой, непротивленец злу насилием. Думаю, Толстой понимал то, чего мы в массе своей пока неспособны понять. И знаете, я народовольцев отождествляю с современными арабскими террористами и испытывать к ним симпатию не в состоянии.

Но по большому счёту мне комфортнее с Львом Николаевичем. И с Булгаковым, герой которого, если помните, говорил, что обрезать нить жизни может только тот, кто её, эту жизнь, на эту ниточку подвесил. А это, извините, не государство, не душегуб и даже не родители. Вот так вот.

Но довольно про «Поединок». Мне показалось, что с ним хорошо стыкуется программа М. Швыдкого «Культурная революция». На этот раз она называлась «Цивилизация устала от культуры». Как я эти два термина понимаю, цивилизация – это, к примеру, открытие атомной энергии, а культура – умение и желание должным образом её использовать. Так вот, цивилизация, говорили участники передачи, у нас развивается семимильными шагами. Подумать только: сегодня любой человек, не сходя с места, может запросто поговорить с любым другим человеком на другом конце земного шара. И даже его при этом видеть. Предыдущее поколение даже мечтать о таком не могло, хотя уже имело телефон и телеграф.

Выходит, на наших глазах земной шар съёжился чуть ли не до размеров теннисного мяча. А вот что до культуры... Тут темпы другие. И не так уж редко мы даже пятимся назад. Где у нас в России миллионеры-меценаты вроде Третьякова, Мамонтова или Щукина? Цивилизация напрямую борется с культурой, вырубая вслед за вишнёвым садом целый Химкинский лес. Цивилизация превратила символ России Волгу в ряд вялотекущих водоёмов, разгороженных плотинами. И вроде бы всё правильно: электричество нам жизненно необходимо. Вот только незаживающей раной на теле нашего региона – гибель Мологского края. Помните душераздирающий фильм «Прощание с Матёрой»?

Но ведь тогда выходит, что цивилизация – это такая свинья под дубом, не желающая понимать, что смерть культуры – это и смерть цивилизации. Выходит, что и здесь мы не жалеем себя, готовы самоуничтожиться. Нам и тут умереть – раз плюнуть.

Что же у нас получается? Мы чуть не поголовно жаждем крови выродка, убившего невинного младенца, и столь же дружно готовим гибель всему человечеству.

Где логика?

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе