Братья вы нам, Карамазовы

"Играть Достоевского - не пиф-паф изображать". Режиссер Юрий Мороз - "Известиям"

27 мая на "Первом канале" начинается многосерийный фильм "Братья Карамазовы". Автор сценария - Александр Червинский. Режиссер - Юрий Мороз (производство компании "Централ Партнершип"). Композитор - Энри Лолашвили. В роли Федора Павловича Карамазова - Сергей Колтаков. В главных ролях молодые артисты: Сергей Горобченко (Дмитрий), Анатолий Белый (Иван), Александр Голубев (Алексей), Павел Деревянко (Смердяков), Елена Лядова (Грушенька), Виктория Исакова (Катерина Ивановна). Возраст актеров почти совпадает с возрастом персонажей, что довольно редко встречается на нашем экране. "Известия" уже посмотрели сериал и делятся впечатлениями.


Роман "Братья Карамазовы" - объемный и многословный. Поэтому предупреждаю сразу: листать страницы и сличать их с экраном - напрасный труд. Режиссеру, на мой взгляд, во многих сценах удалось найти баланс между мощным текстом Достоевского и его экранной версией. И при этом не потерять сюжет и сохранить интригу.

Абсолютной удачей фильма можно считать Александра Голубева. Его Алеша Карамазов вовсе не "божий одуванчик", а цельный и мощный характер. Не зря так опасается Алеши искусный манипулятор Смердяков. Павлу Деревянко досталось немного экранного времени, но постарайтесь не пропустить два эпизода с его участием - накануне и после убийства старика Карамазова, где он играет в паре с Анатолием Белым.  

В сценах с отцом мечется и, к сожалению, "плюсует" Сергей Горобченко - Дмитрий. На мой взгляд, этот герой получился больше "от ума", нежели "от сердца". Но все объяснения с Катериной Ивановной и сцены в суде смотрятся на одном дыхании. Рискну предположить, что в этом большая заслуга Виктории Исаковой. Исполнительницы других женских ролей - Мария Шалаева (Лиза), Дина Корзун (Хохлакова) порой начинают суетиться в кадре. Елена Лядова (Грушенька) слишком часто смеется или, напротив, выглядит слишком суровой. Впрочем, внимательная камера Николая Ивасива успевает уловить и эти быстрые смены настроений.

Иван у Анатолия Белого получился очень неровным, хотя внешне кажется точным попаданием в образ. Но в ключевом эпизоде разговора с Чертом видно, как актер, словно аквалангист, которому не хватает воздуха, прерывает погружение в характер. Не исключено, что на качестве работы артиста сказалась его сериальная загруженность. Между тем для постижения Достоевского нужен отдых души и особая духовная работа. Так умели готовиться к роли актеры старой школы - Анатолий Солоницын, Олег Даль...

Единственный актер, которому к лицу любые преувеличения, - Сергей Колтаков. За свою творческую биографию артист уже не раз демонстрировал мастерское умение перевоплощаться. И режиссер Юрий Мороз, безусловно, прав, сохранив в виде бонусов для DVD все дубли Сергея Колтакова. Мастер-классы большого артиста должны стать общественным достоянием. 

Ближайшие две недели - восемь будних вечеров - на экране будет царить совсем другая жизнь. Посмотрев фильм, вы наверняка захотите перечитать роман. Так было с "Идиотом" Владимира Бортко. На мой взгляд, это лучший итог экранизации. Обидно, конечно, что страсти Мити Карамазова, поиски Ивана, живая святость Алексея, метания Катерины Ивановны будут перемежаться рекламными вставками. Снижение эмоционального накала в данном случае неминуемо. Но, как сказал "Известиям" режиссер, в этом есть особый смысл...

Вита Рамм

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе