«Бродский - не для либералов или патриотов. Он - для всех»

На Первом канале по случаю 75-летия поэта покажут фильм об американском периоде его жизни
Впервые в руки журналистов попал американский архив Бродского - неизвестные фотографии, домашнее видео, ранее не публиковавшиеся стихи. О поэте вспоминают его студенты - ныне известные американские ученые, бизнесмены, политики. 
Бродский в своем кабинете в Нью-Йорке. 
Репродукция Александра ГЛУЗА.

Это фильм о неизвестном Бродском, ставшем великим вдали от Родины, о Бродском - гражданине, преподавателе, сыне и т. п. Ведь до сих пор мы знали его только как поэта. О проекте «Бродский не поэт» «КП» рассказал Николай Картозия, снявший фильм в соавторстве с Антоном Желновым.

- Современен ли Бродский сегодня?

- Если бы он не был современен, на премьеру нашего фильма (закрытый показ для прессы. - Авт.) не пришло бы столько самых разных людей. Нам свойственно приписывать талантливому человеку свои политические взгляды. Либералам порой кажется, что Бродский - либерал, «патриотам» - что «патриот». На самом деле Бродский - он для всех. В каком-то смысле его можно назвать современным Пушкиным. В России так всегда случается, что какой-то один поэт из целой плеяды назначается обществом на место главного. Безусловно, последние 20 лет именно Бродский занимает это место. Он - последний классик, которому удалось быть современным и одновременно вечным, вписанным в античную традицию.

- Почему он так и не приехал в Россию, когда стало можно? Не успел?

- Самое ужасное, что могли бы сделать журналисты с Бродским, это интерпретировать его как эмигранта, скучающего по Родине. Наш фильм - это история про человека, навязавшего миру свою конституцию. Мы рассказываем про ленинградского мальчика, который хотел стать гражданином мира - и стал. Если бы он хотел, он бы приехал. Мне кажется, что вот наиболее точная цитата: «Все, кто там мне дорог, либо умерли, либо давно замужем». Это еще и история очень большой боли. Больше 12 лет он бился за то, чтобы к нему выпустили его родителей, но этого так и не произошло. Безусловно, он ненавидел коммунистическую систему - есть тысячи высказываний об этом. Но он никогда не был антирусским.

- В вашем фильме прозвучит интервью чекиста Филиппа Бобкова, имевшего непосредственное отношение к изгнанию Бродского из СССР в 1972 году. Почему, уже представляя масштаб личности поэта, он не испытывает ничего похожего на угрызения совести?

- Это крайне жесткий, волевой, опасный человек - понятно, что не сейчас, но тем не менее. Его интервью - это бОльшая сенсация, нежели об этом говорил бы кто-то из бывших председателей КГБ. Филипп Денисович все эти годы хранил молчание, но нам удалось его уговорить. Вообще нам много чего удалось в этом фильме.

- Как долго вы работали над фильмом?

- Больше года шел сбор материала. Мы подошли к фильму как к диссертации: вошли в американские архивы поэта и начали изучать подряд все документы. За каждым эпизодом - факты, никаких слухов и сплетен. Даже если зритель сочтет, что мои и Антона творческие таланты равны нулю, то останется как минимум огромное количество материала, который невозможно испортить.

КСТАТИ
В день юбилея поэта смотрите также художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» («Россия К», 22.00). Эта картина 2009 года основана одновременно на биографии и произведениях поэта. Роль Бродского исполнил Григорий Дитятковский. Также снимались Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих и др.
Первый канал, «Бродский не поэт». Воскресенье, 22.30.

СТРОКА
Мы выбрали стихотворение, написанное 18-летним поэтом и ставшее одним из программных в его творчестве.

Пилигримы

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
1958 год.

ЕСТЬ МНЕНИЕ
Забывшим Бродского

Наталья ОСТРОВСКАЯ
Когда ему исполнилось 40, он написал: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.» Умер через 16 лет. В 1996-м, в американском январе, всего-то 55 лет от роду.

Увы, жизнь Бродского оказалась совсем недлинной. Нынче юбилей, ему было бы сейчас всего 75. А он так давно уже не с нами – почти 20 лет.

За это время успели родиться и вырасти те, кто его не читал и не знает. Успели поскучнеть, обветшать, состариться те, кто его, может быть, знал, да забыл. Те самые, забывшие, из которых, как он написал, «можно составить город». 
Автор
Сергей ЕФИМОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе