Эдвард Радзинский: Династию Романовых стали сильно гримировать

Писатель, драматург, историк и телеведущий в интервью «Вечерней Москве» рассказал о своем новом авторском проекте "Династия без грима".

19 мая на телеканале «Россия К» состоится премьера авторского проекта Эдварда Радзинского «Династия без грима», в котором он в реальных дворцовых интерьерах попытался рассказать о представителях императорского Дома Романовых – от Екатерины I до Николая II.

- Эдвард Станиславович, в 90-е Вы столь мощно завоевали телевидение, что, по словам Льва Аннинского, стали «бесспорным лидером среди наших телеведущих». Почему вы ушли?

- Все эти десять лет я писал две важнейших для меня книги «Апокалипсис от Кобы» и «Князь». И оторваться от них мне было невозможно. Но все-таки изредка появлялся на Первом канале: сделал 3-серийную передачу «Гитлер путь во Власть», несколько серий о Достоевском, об Александре Втором и т.д. Все это ныне размещено в Интернете. На Яндексе и на Youtube пользователи разместили несколько тысяч роликов с моими передачами. Это десятки тысяч просмотров, так что, уйдя с экранов каналов, я оставался на экранах айпедов. И это, прежде всего, молодая аудитория. Возможно, поэтому в этом году на моих концертах в Москве, Петербурге, Екатеринбурге было столько молодежи.

- Теперь Вы решили возобновить Ваш «роман» с телевидением. С чем связано появление вашего нового этого проекта «Династия без грима»? Что Вы прежде всего хотели донести им до зрителей?

- Мне показалось, что в последнее время династию Романовых начали сильно гримировать, и в итоге получились этакие слащавые святочные образы. Так что скоро станет непонятно, почему в ХХ веке произошли две революции.

- Расскажите, пожалуйста, о главных героях этого цикла.

- Мой сериал начинается в русском воистину «галантном XVIII веке». Это было Царство Женщин. Этакий парадокс - пять императриц самодержавно властвовали в стране женского бесправия, стране Домостроя, где еще недавно знатные женщины были теремными затворницами. И мы узнаем, как из-за любовных страстей правительниц династия Романовых стала тайной для самое себя. Зритель познакомится, конечно, и с императорами-мужчинами, рискнувшими править в этом опасном для них галантном веке. И Петру III и Павлу I придется понять ценой жизни трагическую особенность тогдашней власти – это было самодержавие, ограниченное удавками собственных гвардейцев.

А потом мы придем в XIX век, когда мужчины Романовы навсегда покончили с женским самодержавием. Теперь перед зрителем будет парад Властелинов: Царь-Сфинкс Александр I, победитель Наполеона, Рыцарь Самодержавия Николай Первый и последний великий царь Александр II, убитый детьми тогдашней перестройки. И могучий Александр III вместе с Победоносцевым, заморозивший Россию…

Мы увидим, как, несмотря на все усилия императоров, весь XIX век микроб Революции медленно убивал самодержавную Империю. Впрочем, был и другой вирус, в борьбе с которым потерпели поражение и императрицы и императоры – отечественная коррупция. Так что Николаю I даже пришлось горько сказать своему наследнику: «Порой кажется, у нас не воруют только двое - я и ты».

Серию заключает падение Империи. Одним из героев здесь станет отечественный пророк, который уже на исходе XIX века предсказал, и главное, подробно описал грядущую мировую бойню и крах королевской Европы. И наконец, мы расскажем о Революции, которая, на наш взгляд, остается столь же загадочной, как в том феврале 1917 года, когда в три дня пала трехсотлетняя Империя…

- В этом проекте будет присутствовать Ваша фирменная импровизация, которая когда-то так полюбилась вашим поклонникам?

- Я иначе не умею. Все должно рождаться «сейчас», то есть на глазах зрителей Тогда они, может быть, увидят героев моего повествования, как вижу их я во время рассказа. Я впервые снимался в реальных интерьерах романовских дворцов, и это было невероятное ощущение – наедине с Историей!

- Когда-то Вы прославились своим даром по 45 минут держать телевизионную аудиторию без всяких дополнительных ухищрений. Можно сказать, Вы – наш эксклюзив, ведь на мировом телевидении, похоже, больше нет ничего подобного. Кем Вы себя чувствуете прежде всего – телеведущим, актером, режиссером, историком, драматургом, прозаиком?

- Все эти господа – режиссер, актер, историк, драматург и прозаик - в моем случае очень помогают друг другу. Я не судья своим передачам, но очень хотел бы, чтобы они заставляли зрителей размышлять.

- Когда вы ушли с ТВ, там появилась огромная брешь. Вы это почувствовали?

- Да, мне пишут об этом. Но пишут сотни, а телевидение - это миллионы зрителей. Так что, мне кажется, мое отсутствие никто не заметил.

- Это Ваш первый опыт сотрудничества с каналом «Россия К»? Планируете его продолжить?

- Хотел бы. У этого канала особый зритель.

- Недавно вышла ваша книга «Князь. Записки стукача». Над чем еще Вы сейчас работаете?

- Я буду писать о Ленине. Это будет подробная биография.

- Не планируете вспомнить о своей славе успешного драматурга вернуться в театр?

- В Москве в «Другом театре» ставится моя пьеса «Лунин». В главной роли - Дмитрий Певцов. В Малом театре ставится «Театр Императрицы». Только что в Хельсинки на большой сцене Сити Театра Роман Виктюк поставил мою пьесу «Товарищ К.» Так что я не забываю про театр.

- В ХХI веке есть какое-то событие или персона, которое теоретически смогло бы заслужить вашего внимания, чтобы Вы захотели об этом сделать программу или написать книгу?

- Если вы поднесете маленькую монетку близко к глазу, она закроет от вас весь мир. Чтобы понять размер событий, нужно время. Поэтому я предпочитаю писать о прошлом. Книги «Александр II», «Николай II», «Распутин», «Сталин» и в будущем «Ленин» - это гигантский проект, который я осуществляю много лет и просто обязан его закончить.

- Когда-то Вы сказали:«Я никогда ничего не делал потому, что это было кому-то надо. Надо было только мне...»

- Эта формула по прежнему является для меня важной.

АЛЕНА АФАНАСЬЕВА

Вечерняя Москва

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе